Часть полного текста документа:Знакомясь с официальной историей развития Земли,мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются уче- ния, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии. Определений религии множество. Маркс считал, что "религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил ." По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое,чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает "любую разделяемую группой людей систему мышления и действия,позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения." Религия возникла тысячелетия назад,но до сих пор для мно- гих людей она имеет большое значение. Споры между философами вокруг сущности религии не затихают. Сегодня человек близко подошел к осуществлению своих самых заветных надежд. Приближа- ется время,когда голодные будут накормлены,когда человечество, преодолев разобщенность, станет единым. Но приближается ли че- ловек к совершенству самого человека? Человека, любящего ближ- него, справедливого, правдивого. Ответ слишком ясен. Так и нет ответов на вопросы: куда идти и зачем жить? В чем смысл жизни? Для одних выход - в возврате к религии. Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения.Выходит, что только священники профессионально занимаются душой, только они говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости. Хотя, например, в Древней Греции, функцию "целителей душ" выполняли и философы. Сократ, Платон, Аристотель в заботе о человеческом счастье и душе опирались не на откровение, а на авторитет разума. Они считали человека целью и важнейшим предметом изучения. Эта традиция была продолжена в эпоху Возрождения. А во время Просвещения достигла своей вершины. Впоследствии акцент был смещен. Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек перестал считать самого себя первой заботой - и в жизни, и в теорети- ческом исследовании. Разум уступил место интеллекту - простому инструменту для манипулирования вещами и людьми. Но открытие Фрейдом метода психоанализа сделало возможным самое тонкое и интимное исследование души и ее исцеление психологами. В "Будущем одной иллюции " Фрейд разобрал проблему отношения религии и психоанализа. К вопросу о возникновении и сущности религии он подходит в своем произведении через психологическую оценку культуры вообще. Он считает, что человеческая культура обнаруживает две стороны: во-первых, она охватывает все на- копленные знания и умения, позволяющие людям овладеть силами природы,взять ее блага для удовлетворения человеческих потреб- ностей. Во-вторых - все институты,необходимые для упорядочения человеческих отношений. В то же время создается впечатление, что культура есть нечто навязанное противящемуся большинству меньшинством, которое владеет средствами власти и насилия. Это объясняется несовершенством форм культуры,как они складывались до сего дня. Если в деле покорения природы человечество шло путем пос- тоянного прогресса, трудно констатировать аналогичный прогресс в деле упорядочения человеческих отношений. ............ |