Часть полного текста документа:ВВЕДЕНИЕ В этой главе рассматриваются две группы материалов. К первой группе относятся песок и вода.Они являются естественными природными веществами и присутствуют в любой экологической системе. В песочной терапии материалы первой группы могут использоваться либоотдельно друг от друга, сохраняя при этом свои уникальные свойства, либо вместе, в результате чего они меняют свои свойства и формируют третий материал.Ко второй группе материалов относятся различные предметы, используемые в песочной терапии. Все они обладают определенным содержанием, делятся на разныегруппы и вызывают у клиента различные реакции. ПЕСОК И ВОДА Песок Песок существует уже миллионы лет, отражая геологическую историю земли. Песчаные пляжи имеются вовсех частях мира. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в результате ее размывания водой и образования трещин. Дальнейшеедробление фрагментов породы на более мелкие части и их шлифование происходили в результате воздействия на них воды и ветра. Отдельные песчинки, соединяясь изатвердевая, формируют осадочные породы, которые, в свою очередь, могут вновь подвергаться фрагментации. Нередко песок океанских побережий содержит мельчайшиераковины и фрагменты скелетов морских животных, многие миллионы лет назад подвергшиеся разрушению и шлифовке (Mack and Leistikow, 1996). Они являютсясвидетельством существования форм жизни, некогда обитавших в воде, которая являлась для них домом. Песок может быть очень мелким и белым, желтоватым и коричневатым или даже почти серым или красноватым. В песочнице белый песокформирует нейтральный контрастный фон, на котором хорошо видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. На фоне более темного песка цвета естественных предметови миниатюр "скрадываются", и их формы выделяются не столь отчетливо. Песок является бесформенной массой отдельных гранул,перемещающихся под воздействием внешних сил. При смешивании с водой песок позволяет лепить устойчивые трехмерные формы, создавать поверхности с различнойтекстурой, выкапывать ямы, зарывать и выкапывать предметы, а также, капая влажным песком, создавать фантастические замки. Песок образует естественнуюграницу между океаном и землей, а в песочной терапии символизирует элемент Земли, материнское начало, устойчивую, непреходящую основу бытия - то, чтоподдерживает, питает и включает в себя все формы жизни. Особенности игры с песком определяются его свойствами.Если речь идет об игре с песком на пляже, то в работу может быть вовлечено все тело, которое едва прикрыто одеждой. Человек может лежать на песке, и это тожесвоего рода работа с ним. В психотерапевтическом кабинете песочница представляет собой одну из разновидностей невербальной символической игры. Приэтом с песком контактируют одни лишь руки. Человек не выбирает песок - он уже заполняет поднос, так же как человеческая сущность "заполнена"плотью. Так же как тело, песок можно ощутить, прикасаясь к нему. Песок символизирует бесформенность, за которой следует этап сотворения форм, чтопроисходит на каждой сессии. Обычно на подносе находится вполне определенное количество песка. Это является метафорой либо того количества материи, котороеимеется во Вселенной, либо той энергии, которой располагает человека. Песок, так же как материя и энергия, может переходить из одного состояния в другое иперемещаться в новое место. ............ |