Дина Саттарова, член Союза архитекторов России
В последние годы в различных регионах России активно строятся мечети и медресе, благотворительные и мемориальные комплексы, восстанавливаются исторические культовые здания. Именно с этим процессом связан особый интерес специалистов и заказчиков к опыту мусульманской архитектуры, как древней, так и современной. Строительство культовых зданий на территории нашего государства по многим причинам было почти на столетие прервано, информация об архитектурных традициях была практически утрачена. Может быть, именно поэтому большинство архитекторов, решая сегодня вопросы построения объемно-пространственной композиции и художественной выразительности мечетей, следуют турецким образцам, культовой архитектуре Османского периода.
Интересно, что облик одной из важнейших мечетей Турции - Мечети Большой Национальной Ассамблеи в Анкаре (The Mosque of the Turkish Grand National Assembly) - в значительной мере отклоняется от традиционных представлений об архитектуре мечетей и очень далек от прототипов прошлого. Как пишет доктор архитектуры Мохаммад Аль-Асад (Mohammad al-Asad), профессор Иорданского университета (Амман), основатель и руководитель Центра исследований окружающей среды (Center for the Study of the Built Environment): «Эта мечеть явно отличается от того, что кто-либо ожидает от современной архитектуры мечетей, большинство которых состоит из кубической массы, завершенной куполом, с одним или несколькими минаретами. Как много раз было отмечено, эти части (купол и минареты. - Д.С.) не связаны с какими бы то ни было литургическими (религиозными) требованиями, так как все, что необходимо предоставить молящимся, - это пространство, ориентированное на Мекку».
Авторы проекта Мечети Большой Национальной Ассамблеи, архитекторы Бехруз Чиничи и Джан Чиничи (Behruz и Can Çiniçi), отошли от распространенных представлений как прошлого, так и настоящего, отказавшись от элементов, которые обычно ассоциируются с мечетью. Традиционно глухую стену киблы (стена, обращенная к Мекке) они заменили застекленной поверхностью; разделение между мужской и женской зонами в молельном зале представлено в их проекте только перепадом уровня пола на 1 метр, и, как уже было сказано, отсутствуют традиционные купол и минарет. Подобное отступление от исторической традиции необычно даже для современных проектов мечетей. Предлагая уникальное и смелое решение, противостоящее давлению стереотипов, архитекторы демонстрируют новые пути в дискуссии о взаимоотношениях между современными и традиционными произведениями, совместно формирующими архитектурное наследие исламского мира. Однако проект не игнорирует прошлое, и, изучая мечеть, мы обнаруживаем присутствие серьезного анализа многочисленных традиций архитектуры мечетей. Проект также представляет собой пример достойного решения вопроса о роли мечети в комплексе зданий законодательной власти страны, где 90% представителей населения - мусульмане, но принята светская система правления. В 1995 году за выдающиеся архитектурно-планировочные, образные и градостроительные решения авторы проекта Мечети Большой Национальной Ассамблеи были удостоены Премии Ага Хана в области архитектуры - одной из крупнейших архитектурных премий мира, учрежденной с целью более глубокого осмысления и понимания исламской культуры, выраженной посредством архитектуры.
Мечеть была построена в 1989 году на территории комплекса Национальной Ассамблеи Турции, здания которого занимают площадь около 475 тысяч квадратных метров в центральной части Анкары. ............