Часть полного текста документа:Медный всадник 16.5.1768 императрица Екатерина II издала указ о постройке памятника Петру I. Проект разработал французский скульптор Этьен Фальконе (1716 - 1791). Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца-победителя. Если с фигурой императора особых сложностей Фальконе не испытывал, то при моделировании головы Петра скульптор дошёл до полного отчаяния. Трижды он лепил эту необыкновенную голову и трижды императрица отвергала его модели из-за отсутствия сходства с оригиналом. И в тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, ученица ваятеля, 20-летняя Мари Анн Колло, как рассказывает предание, в течение одной ночи вылепила голову Петра, передав портретные черты сильного и сурового "властелина судьбы" (по выражению А. С. Пушкина). Успех был полный. Показанная Екатерине модель вызвала восторженное одобрение. Ваятельнице была назначена пожизненная пенсия. Отдал должное ученице и скульптор. Он при каждом удобном случае подчёркивал равноправное участие Колло в работе над памятником, а когда в 1782 по случаю открытия монумента получил золотую и серебряную медали, то одну из них - серебряную - отдал Колло. Следуя своему гениальному замыслу - установить конную статую на гигантский пьедестал, представлявшийся в воображении художника естественной гранитной скалой, Фальконе сооружает в мастерской дощатый помост, имитирующий этот предполагаемый пьедестал. Из царских конюшен скульптору выделили лучших породистых жеребцов по кличкам Бриллиант и Каприз, управляемых опытным берейтором Афанасием Тележниковым. На полном скаку он взлетал на помост и на мгновение удерживал коня в этом положении. За это мгновение скульптор должен был сделать набросок с натуры. Бесчисленное кол-во набросков через несколько лет завершилось блестящей композицией. В начале 1773 Фельтен был назначен в помощь Фальконе: он должен был заменить уволенного от работ де Ласкари, и, кроме того, к этому времени понадобился надзор профессионала-архитектора за установкой памятника. К моменту назначения Фельтена работы в мастерской были приостановлены. Законченная в июле 1769 гипсовая модель памятника, показанная весной 1770 в течение двух недель публике, ожидала отливки. Фальконе, которому никогда прежде не приходилось самостоятельно выполнять подобные работы, отказался делать отливку самостоятельно и ожидал приезда другого мастера, Б. Эрсмана. Литейщик в сопровождении трёх подмастерьев прибыл 11.5.1772. Однако он оказался не в состоянии выполнить требования скульптора и скоро по настоянию Фельтена был уволен. С этого момента все подготовительные работы по отливке осуществлял сам Фальконе при постоянном содействии арх. Фальконе. 1-я отливка проводилась летом 1775, затем в ноябре 1777 были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при 1-й отливке. Литейный мастер Емельян Хайлов руководил отливкой статуи. При отливке расплавленный металл прорвал форму и хлынул наружу. Возник пожар. Все бросились бежать, а Хайлов, рискуя жизнью, сбил пламя и исправил форму, спася многолетний труд. ............ |