Курсовая работа
"МЕХАНИЗМ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ"
Введение
Любая работа требует от человека осмысления целей, порядка действий и возможных результатов. Эта координация намечаемых мер позволяет добиться успехов с меньшими затратами по принципу «минимум средств – максимум результата». С разработки образа будущего начинается любое дело: решение о покупке товара, определение деятельности фирмы или выбор жизненного пути. Экономические проекты и сделки, направленные на достижение поставленных целей – получение прибыли, рост рентабельности или завоевание рынка – требуют предварительного осмысления в виде составления прогноза, плана или программы действия как непременного условия обоснования замысла и надежности получения желаемого результата. Любое управление требует научного предвидения в форме прогноза или плана. Это – аксиома управления любого уровня хозяйствования. Однако фирме нужен не любой план или прогноз. Ей нужен хорошо обоснованный образ будущего. И главным критерием качества обоснования будет совпадение действительных событий с предполагаемыми, что приблизит фирму к избранным целям хозяйствования. Фирма – экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами: правильностью установления того, что, сколько, какого качества и к какому времени производить с учетом спроса и предложения; выбором оптимальной технологии и организации производства; своевременным и рациональным ресурсным обеспечением; величиной основного и оборотного капитала, формами и методами реализации продукции и т.п. В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов очень велик. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию, что, в свою очередь, предполагает необходимость соответствующих форм и методов их внутренней увязки и применения. Одной из таких форм является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. На практике оно реализуется посредством разработки плана.
1. Сущность планирования
Отличительной чертой плана является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству. Основной целью плана является реализованное событие. Основные характеристики плана:
– волевое и активное воздействие на будущее;
– отражение субъективного представления о будущем;
– является разновидностью управленческой деятельности;
– является дешифратором целевых установок;
– может использоваться для достижения любых целей, в том числе неправых или справедливых в понятиях отдельных групп людей;
– представляет собой числовую модель будущего развития;
– предполагает ответственность за осуществление будущего;
– отражает учет условий внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктуру рынка;
– учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;
– должен быть реальным, то есть выполнимым;
– определяет представление о рациональном соотношении внешнего и внутреннего для субъекта хозяйствования;
– определяет порядок поведения для достижения лучших условий существования;
– является мотивированной схемой действий на будущее;
– является первопричиной мотиваций персонала и оценки его работы;
– должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;
– может предусматривать меры ответственности для исполнителей;
– должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;
– оформляется документально в письменной форме;
– является внутренним документом фирмы;
– может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами, для чего обычно используется сокращенный вариант плана;
– утверждается руководством фирмы;
– должен быть достаточно стабильным по времени;
– должен иметь возможности корректировки и адаптации к новым условиям работы.
1.1 Классификация планов
планирование маркетинговый экономический воспроизводство
Планы классифицируются следующим образом:
1. По времени:
– долгосрочные (10–25 лет);
– среднесрочные (3–10 лет);
– краткосрочные (1–3 года);
– текущие (на 1 год, в том числе сезонные);
– оперативные (до 1 года).
2. ............