Механизмы формирования доходов работников в зависимости от роста эффективности производства
Введение
В работе проанализированы предложения относительно повышения оплаты труда наемным работникам вне показателя производительности труда и механизмы повышения доходов с опорой на этот показатель. На базе статистических материалов, которые характеризуют функционирование экономики Украины в 2000-2007 pp., проведены соответствующие расчеты, которые дают возможность оценить позитивные и негативные стороны внедрения того или другого механизма в практическую деятельность предприятий.
Повышение оплаты труда было и останется центральной проблемой экономической политики украинского государства. За 2001-2007 гг. этот показатель увеличился в 5,1 раза, при том что валовой выпуск в фактических ценах -в 4 раза, валовой внутренний продукт - в 3 раза, чистый внутренний продукт -в 3,5 раза. Если скорректировать номинальную заработную плату на индекс потребительских цен (Iпц), который за эти годы превысил 130% (1,84 раза), то реальный фонд заработной платы возрос в 2,8 раза (физический объем ВВП -только в 1,67 раза). С позиций макроэкономической теории такое соотношение темпов роста оплаты труда и важнейших экономических показателей в течение 7 лет является необоснованным. Причины ситуации понятны: ведь стартовые уровни оплаты труда были крайне низкими, а минимальная заработная плата не достигала прожиточного минимума. Средняя заработная плата в стране остается низкой.
Опубликованные предложения, которые касаются повышения оплаты труда и постепенного "удорожания" рабочей силы, сводятся в основном к следующему:
1. Переход к почасовой оплате труда, с минимумом для неквалифицированного труда на уровне 10 грн./ч (1800 грн./мес), а квалифицированного -до 25 грн./ч (4500 грн./мес).
2. Постепенное повышение доли заработной платы в себестоимости продукции до 30-35%, как в большинстве экономически развитых стран.
3. Уменьшение пенсионных и социальных начислений на фонд заработной платы, что должно стимулировать предпринимателей к легализации средств, которые в данное время выдаются в "конвертированном виде".
4. Совершенствование налоговой системы в направлении ослабления налоговой нагрузки на предпринимателей.
Для изложенных и других предложений характерны отсутствие комплексного видения всех аспектов этой сложной проблемы и игнорирование таких моментов, как неизбежное снижение конкурентоспособности предприятий, возможности внутреннего рынка обеспечить товарным покрытием резко возросшие денежные доходы населения (инфляция потребления), ухудшение торгового баланса государства и пр. Предлагаемые меры никоим образом не связаны с показателями экономической эффективности общественного производства и не дают научно обоснованного ответа на следующие узловые вопросы:
- сколько средств можно направить на повышение оплаты труда?
- из каких источников их можно получить?
- каким должен быть механизм практической реализации?
- каковы возможные риски и как их преодолеть?
В настоящее время на уровень заработной платы влияют главным образом два фактора - рынок труда и регулятивная функция государства. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы на соответствующем рынке труда является определяющим; ситуация на нем обусловливает параметры тарифных соглашений на межотраслевом, отраслевом и производственном уровнях. ............