Часть полного текста документа:Механизмы нравственного самовоспитания Л. А. Щелкунова, В. И. Болдина Непременным условием воспитания (которому человек фактически подвержен всю свою жизнь) является система норм, от правил общественного поведения, морали и до формул принятого в обществе знания. Воспитание и самовоспитание нравственного сознания как совокупности нравственных взглядов, убеждений, отражающих систему моральных отношений, направлено на формирование сознательного отношения к своим действиям, ответственности за них и их последствия. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношение с миром, определяют суть его "внутреннего стандарта". Именно он выполняет функцию отбора идей, взглядов, ценных ориентаций, позиций - делает ВЫБОР. Важно, чтобы выбор был нравственным. Нравственно зрелая личность характеризуется высоким уровнем развития нравственных качеств. Она является носителем нравственного сознания, подкрепленного в поведении; отличается наличием так называемого этического иммунитета - устойчивостью перед соблазнами и явлениями безнравственного свойства. Человеческий индивид есть саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, функционирующая на основе собственных программ жизнеобеспечения и жизнедеятельности, которые вырабатываются в ходе непрерывного приспособления к природным, бытовым социальным условиям. Процесс саморегуляции может быть произвольным, управляемым сознательно. Все, что осознается человеком, может им анализироваться, контролироваться, регулироваться. Человек тем и отличается от животного, "что его инстинкт осознан" (Ф. Энгельс). Именно сознание определяет (проектирует) линию поведения человека, решает вопросы отношений и взаимодействий, вмешивается в регулирование эмоций, состояний, направляет процессы усвоения социального опыта, руководит формированием собственной личности, её деятельностью. Особенность сознания состоит в том, что оно может отвлечься от реальной "здесь и теперь" ситуации и руководствоваться значимыми для неё обра-зами. Эти образы служат психическим активатором, который дает начало внутренним эмоциональным, волевым, мыслительным процессам, а затем и адекватным видимым внешним проявлениям. Такими главными для человека образами, составляющими основу механизма самоуправления личности, являются его потребности, способности, направленность, Я - концепция. В составе этих механизмов есть как осознаваемые составляющие, так и неосознаваемые. Задача заключается в том, чтобы овладеть сознательным самоуправлением, саморегуляцией, расширить спектр осознаваемого в своем состоянии, эмоциях, поведении. Психологическая саморегуляция описана известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: "саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач". Самоуправление личности - процесс целенаправленных воздействий на себя, свою личность, ведущий к осуществлению целей и планов, а саморегуляция личности - это то же самоуправление, только в рамках заданных ситуаций. Самоуправление - процесс творческий, связан с созданием нового: постановкой новых целей, поиском решений и средств достижения целей. ............ |