Часть полного текста документа:Менталитет личности как философская проблема. Шарипова Э. А. Вопрос о сущности человека является таким же древним, как и само человечество. Несмотря на то, что философия всегда была направлена на познание окружающей объективной действительности, конечной целью она имела решение проблемы соотношения бытия и сознания, что означало стремление осознать место человека в многообразном и бесконечном мире. Все сложнейшие проблемы философии - это извечные вопросы, волнующие человечество с самой зари его исторического развития: загадки антропосоциогенеза, проблемы познания, наконец, - проблема смысла жизни. Эти основные аспекты, выдвинутые философией, собраны воедино в одной из самых загадочных и интригующих проблем - проблеме личности, которая до сих пор еще не нашла своего систематического, глобального освещения. Принадлежность человека двум мирам : материальному и идеальному, подчеркивалась еще в древневосточной и античной философской мысли. Главной особенностью человека была признана его разумность, но вопрос соотношения природного и социального, материального и идеального, тела и души, - всегда оставался открытым, в то же время крайне двойственная оценка человека порождала концепцию борьбы двух начал - телесного и духовного: средневековая "божья благодать" предназначалась лишь тем, кто путем аскезы, умерщвления плоти добивался спасения. Эпоха Возрождения впервые принесла миру идеи раскрепощения человека, индивидуализма, и, главное - идею прав личности. Возрожденческое понимание человека отличалось от античного и средневекового. Античный человек был природным существом, а природа считалась владычицей человека. Возрождение же выдвинуло учение о человеке, которому бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу. Человек - творец самого себя и господин над всей природой. Вера в разум человека - удивительный феномен Нового времени, сущность которого в том, что оно мыслит и действует в духе миро- и жизнеутверждения. Это - протест против средневекового порабощения умов. В Новое время научные открытия и технические достижения становятся факторами, оказывающими определяющее влияние на мировоззрение общества. Человек обретает все большую власть над природой, и для него мало-помалу становится само собой разумеющимся, что достижение совершенства и в других областях является лишь вопросом желания и умения правильно взяться за дело. ( А. Швейцер Упадок и возрождение культуры. М., 1993, с.337). Прогресс теоретического познания и практики формирует оптимистическое мировоззрение, знание объявляется силой, которая приведет человечество в высшей степени счастливую жизнь; а разум считается той основой, на которой возможно совершенствование человека. Рациональное прокладывает себе дорогу во всех сферах человеческой жизни. И эпоха Просвещения явилась временем, когда сознание представлялось всеобъемлющим, определяющим качеством личности и роль сознания в развитии общества считалась главной. Апогеем глубокой веры в разум стала классическая философия Гегеля, который в своих многочисленных трудах доказывал, что мир создан божественным разумом, шаг за шагом реализующим себя в природе и истории человеческого общества. До середины 19 века в философской науке существовал культ разума в понимании человека. ............ |