Дипломная работа
Ментальный тренинг для усовершенствования мастерства вокалистов (сольников)
Оглавление
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Значение воли
1.2 Значение памяти
1.3 Психогигиена вокалиста
1.4 Профилактика болезней голоса
1.5 Сущность успеха
1.6 Виды ментального тренинга
1.7 Основы метода гетеросуггестивной психомышечной релаксации
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Материалы и методы
2.2 Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Обсуждение результатов
Заключение
Выводы
Список литературы
Введение
Актуальность данной проблемы состоит в том, что многие талантливые люди, в нашем случае, певцы, не всегда могут проявить себя в полном объеме.
Причиной всему является: во- первых, неосознавание своей деятельности, во- вторых- психологические аспекты (неумение сконцентрироваться на исполнении, страх, волнение, неуверенность в себе, в своих силах)
Для того чтобы удачно выступить на концерте, певцу необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Это состояние надо рассматривать по трем основным параметрам: физическому, эмоциональному и умственному.(Бочкарев П. , 1975Г)
Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическом состоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того , что концертный стресс активизирует защитные силы организма.
Компонент оптимального концертного состояния(ОКС) складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания петь для других людей и приносить им своим искусством радость. Одним из важнейших показателей эмоционального оптимального состояния перед выступлением на сцене может служить частота сердечных сокращений. Пользуясь методом психоэмоциональной регуляции, можно как понижать, так и повышать частоту пульса, приводя его к тем показателям, которые для данного певца оптимальны. ( Изард К. 1980)
Мыслительный (когнитивный) компонент ОКС складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых действий и воплощаемых слуховых образов. Передача мысли при вокальном исполнении, осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую деятельность внимания все психические процессы- мышление, память, воображение. Волевое сосредоточение внимания позволяет певцу перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной работы, во внешний план. Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на каком–либо объекте- очень важный компонент ОКС. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки певца. Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам. (Станиславский К.,1958)
Для удачного выступления должно сопутствовать приподнятое настроение, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошее отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие.
Для ОКС певец, прежде всего, должен охранять свою нервную систему от излишних раздражителей и экономно тратить силы, а также соблюдать гигиену, согласно своим индивидуальным особенностям.
Для психологической подготовки певцов к выступлению мы решили использовать ментальный тренинг (от англ. ............