Реферат
Место и роль Императорского Православного Палестинского общества в истории
Одной из основных задач, стоявших перед Императорским Православным Палестинским обществом, была организация паломничества православных христиан из России к святым местам и обустройство их быта в Святой земле. Восьмым параграфом своего устава общество ставило перед собой следующую цель: "оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов и т.п. "1.
Паломничество в Святую землю православных русских христиан началось с принятия в 988 году христианства на Руси. Первые сведения о них относятся к XI веку. Русский богомолец Феодосий Печерский в 1022 году ушел вместе с караваном странников из Курска в Иерусалим2. Правнучка Владимира Красна Солнышка Ефросинья, княжна Полоцкая, умирает в Иерусалиме. В русской душе хождения в Святую землю занимали огромное место. Игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно–просветительской миссией, с гордостью сообщает о лампаде, затепленной им у гроба Господня – "от всей русской земли"3.
Лишь во времена военных столкновений паломничество в Святую землю временно прекращалось, но стоило всему успокоиться, как люди с новой силой устремлялись к заветной цели. Но достижение этой цели было сопряжено со многими трудностями, которые приходилось преодолевать паломникам на своем пути.
Прежде всего человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить паспорт для заграничного путешествия, После этого начинались приготовления к самому путешествию, окружающие просили молиться за них, поставить свечку и принести хоть песчинку из Святой земли. Паломнику собирали деньги и все необходимое для путешествия. Нередко паломник брал с собой дар, который покупали всей округой. Когда все приготовления были окончены, паломник отправлялся в путь.
Точного пути в Святую землю паломники не знали. В своем путешествии по России они стремились посетить известные русские святыни, а по дороге расспрашивали каждого встречного о том, куда нужно направляться. В конце концов находился тот, кто мог сам сообщить направление пути или указать на другого, который мог помочь (этих людей называли "бывалыми").
Путешественники могли добираться к святым местам двумя путями – сухопутным и морским. Дорога проходила через Москву, Орел, Киев, потом те, кто собирались путешествовать по морю направлялись в Одессу, а сторонники сухопутного пути в Подольск4 (этот путь был много труднее морского). Помимо того, что паломникам предстояло преодолеть огромнейшее расстояние, на русско–турецкой границе им предстояло столкнуться с новыми трудностями. Беспрестанное визирование паспортов, вымогательство под разными предлогами денег приводили многих в отчаяние. Случалось, что местные власти, не получив взятки, оскорбляли и даже заключали в тюрьму русских паломников (до образования в Святой земле официальных русских учреждений заступиться за них было некому). Таким образом, сухопутный путь был чрезвычайно опасен, труден и продолжителен. На кораблях богомольцы попадали в Стамбул на третий или четвертый день, а на Афон – через неделю или самое большее через две, по суше паломники шли месяцами, претерпевая всевозможные лишения, часто погибали.
Когда же после всех трудностей и унижений нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача – найти себе пристанище. ............