Место и роль объективных и субъективных детерминант в оценке качества жизни населения муниципального образования
В настоящее время в России уделяется особенное внимание подходам к определению роли государства в решении социально-экономических задач. Поворотным моментом в ценностно-мировоззренческом ориентире России стала концепция развития страны В.В. Путина, подчинённая единой логике и укладывающаяся в единую стратегию, получившую название «План Путина», состоящий в решении пяти основных задач, необходимых для превращения России в одну из величайших и наиболее развитых держав мира: сохранение и развитие России как уникальной цивилизации; модернизация страны; обеспечение нового качества жизни граждан; повышение эффективности государства; укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности страны. В России инициировались процессы реализации курса превращения страны в центр мирового политического, экономического и культурного влияния, курс на коренное улучшение качества жизни граждан. В качестве интегрального критерия эффективности и успешности проводимой социально-экономической политики государства и развития общества в целом было положено состояние качества жизни россиян.
Определяя вектор дальнейшего развития России, План Путина предполагает решение задачи в обеспечении нового качества жизни граждан путём продолжения реализации приоритетных национальных проектов, дальнейшего и значительного повышения заработной платы, пенсий и стипендий, оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы.
Таким образом, педалируется лишь одна из сторон такой сложной и многогранной категории, как качество жизни, а именно – экономическая. В то же время экономика далеко не полностью определяет качество жизни в целом.
Впервые термин «качество жизни» появился в период 1960–70 гг. и ввёл его в обращение американский экономист Дж. Гелбрейт в своих книгах «Общество изобилия» и «Экономика и общественная жизнь». Дж. Гелбрейт под «качеством жизни» подразумевал все блага, которые могут быть предоставлены потребителю «развитым индустриальным обществом», «обществом менеджеров», где «господствует» уже не частный интерес, а наука и организация. Следовательно, в экономически развитых странах материальные потребности удовлетворены в достаточной степени, и поэтому спрос на предметы потребления не будет увеличиваться в значительной мере с увеличением объёма материального производства. По этой причине на первый план должны выступать нематериальные потребности.
В политический лексикон этот термин введён бывшим президентом Дж. Кеннеди в докладе о положении нации» в 1963 г., где был выдвинут тезис о том, что «качество американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров» [6, с. 98]. Но уже в 1964 г. следующий президент США Л. Джонсон отмечает, что цели американского общества «не могут быть измерены размерами наших банковских депозитов. Они могут быть измерены качеством жизни наших людей». Это представляет собой иллюстрацию обострившегося в период конца 1950-х – начала 1960-х гг. противоречия существующего типа общественного развития, проявляющегося в усилении наряду с позитивными (резкий рост производительных сил, улучшение материального положения населения), негативных последствий (рост количества стрессовых ситуаций, ухудшение окружающей среды и т.д.).
Концепция качества жизни на тот период формировалась как антитеза ценностям «общества потребления», призывающим к экономическому росту ради самого роста и удовлетворению потребностей как самоцели. ............