Часть полного текста документа:Место религии в жизни общества: история и современность. Сухина Т.С. Московский Государственный Университет Москва 1997 Введение. В последние два десятилетия происходит активное проникновение философско-религиозных идей в российское сознание. Тысячными тиражами издаются книги философских авторов и, в первую очередь, представителей современной французской мысли. Многочисленные рецензии, пересказы, небольшие исследования творчества философов, а также статьи полемического характера публикуются на страницах периодических изданий и в Интернете. Особенно острой на сегодняшний день является полемика среди переводчиков и исследователей современной французской мысли. Именно здесь, по выражению автора рецензии на исследование творчества Ж.Батая В.Славчука, "проходит вектор актуальности, здесь - сфера распределения квот популярности, здесь же - наиболее раскупаемые тиражи переводов, дискурс которых апроприируется интеллектуалами...". В журнале "Новое литературное обозрение" была развернута дискуссия по вопросу: "Актуальна ли философско-религиозная мысль для России?" Выразители крайней негативной точки зрения утверждают, что "наследие философии религии в России не актуально, оно сделано актуальным и продолжает делаться актуальным", что "популярность философии религии в России никак не связана с ценностью работ авторов" и приписывают мыслителю роль "ангажированного интеллектуала в начавшем стремительно массовизироваться обществе". Другие мыслители полагают, что идеи философов могут быть плодотворными для России и рекомендуют "растождествить их с уже готовым набором интерпретаций, сглаживающих многочисленные противоречия и даже ошибки, содержащиеся в их книгах". Почитатели творчества Фуко видят в многообразии его восприятия родство с поэзией Пушкина, указывают на "индивидуальную систему мысли" философии религии, которая "требует особого таланта и остается привилегией избранных", в отличие от науки, ограниченной рамками той или иной парадигмы, что делает ее положения доступными добросовестному, но не наделенному особыми дарованиями, исследователю. Пристальное внимание российского читателя к творчеству мыслителей философского направления не случайно. Философы затрагивают мировоззренческие проблемы, порожденные постиндустриальной и постинформационной цивилизацией Запада, в той или иной степени, назревшие в российском обществе: несостоятельность неумеренных притязаний разума на овладение абсолютной истиной и плоского сциентизма, разочарование в идеях научно-технического прогресса, глобализации мирового сообщества и т.п.; духовный кризис и переоценка ценностей, утверждаемых традиционными религиями и внерелигиозными гуманистическими концепциями. В условиях духовного кризиса, переживаемого российским обществом, наблюдается усиление интереса к религии в самых широких его слоях и повышенное внимание к философским интерпретациям религии в среде интеллектуалов, что делает проблему философского отношения к религии особенно актуальной для России. Основная часть В концепциях почти всех мыслителей как религиозной, так и внерелигиозной ориентации обнаруживается обращение к проблеме Абсолюта, рассматриваемого в качестве основания существующего мира. Философы утверждают невыразимость Абсолюта, трактуя его по- разному. ............ |