Реферат: Место войны в исламской цивилизации
Что такое цивилизация?
Это сложный вопрос, на который ученые дают самые разнообразные ответы, поскольку само понимание цивилизации многогранно и неоднозначно: от синонима культуры до определения всего земного бытия человечества.
Нам представляется, что наиболее близкой к целям нашего исследования является дефиниция цивилизации, предложенная Н.С.Симония, которую он определяет как "исторически сложившееся единство материальной и духовной культуры, продукт весьма длительного существования более или менее стабильной этнодемографической общности, занявшей определенный ареал ойкумены".
Российский ученый А.Малашенко справедливо указывает, что "цивилизация сложена как бы из двух взаимосвязанных пластов – нематериального и материального, каждый из которых может быть понят только в контексте другого. Первый, нематериальный – является аккумулятором, носителем стиля, образа жизни, который регламентируется несчетным количеством поведенческих установок, соткан из психологии, культуры, политики и санкционирован учением и догматами "титульной" религии. Второй – составляет материальную, экономическую сторону, включая производительные силы и в широком смысле производственные отношения.
Первый пласт статичен, менее адаптивен к меняющимся условиям. Он хранитель цивилизационных нормативов, "привычек" и представлений – как коллективных, так и индивидуальных, с трудом подвергающихся эрозии. Слово "привычка" носит расширительное толкование и означает комплект устойчивых поведенческих, психологических, культурных ориентаций, включающих самые различные взгляды... Этот пласт представляет цивилизационную константу, существование которой и позволяет вообще говорить о цивилизации. Цивилизационная константа – общий знаменатель для носителей одной конфессии, проживающих в разных регионах, принадлежащих к различным этносам, и находящихся на разных уровнях экономического благополучия.
Второй, материальный пласт подвижен. Его способность к трансформации выражается через этапы экономической эволюции и составляет, если так можно выразиться, историю "по вертикали". Он непосредственно связан с техническим, технологическим, научным восхождением человечества, стремлением найти адекватные материальному прогрессу экономические и политические формы отношений".
Такое, как нам кажется, корректное понимание цивилизации позволяет вообще вывести за скобки давний спор между сторонниками цивилизационного и формационного путей развития человечества, поскольку в рамках отдельной цивилизации естествен переход от одной формации к другой. При этом качественные характеристики однотипных формаций в разных цивилизационных системах могут различаться. Так, очевидно, что "исламский феодализм" отличается от "индуистского", в свою очередь "еврохристианский капитализм" отличается от "дальневосточного" (японского и, будем говорить, китайского) и так далее.
Английский мыслитель А.Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества, из них до нас дошли пять: западно–христианская, православно–христианская, индуистская, дальневосточная и исламская. ............