Метафоризация характеристик образа женщины в русской культуре чрезвычайно распространена. Это объясняется тем, что метафоризация предоставляет для описания, характеристики нераздельность образа и смысла, допущение разных интерпретаций, отсутствие мотивации, апелляция к воображению, выбор кратчайшего пути к сущности объекта.
Метафора возникает при сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам. Логическая сущность метафоры определяется как категориальная ошибка или таксономический сдвиг. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он входит, и включает его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании. Сравнивая объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него содержащий отрицание термин.
Метафора выполняет две основные функции – функцию характеризации и функцию номинации индивидов и классов объектов. Исходной для метафоры является функция характеризации.
Теперь на конкретных примерах покажем, как в русской культуре используется метафоризация характеристик женщины.
Уже в фольклоре мы видим прекрасные примеры использования метафор для характеристики женщин – у русского народа женщина и «березонька», и «неописанная краса», тоскующая кукушка (плач Ярославны в «Слове о полку Игореве»), и, пожалуй, самая известная русская метафора для характеристики женщины - лебедушка.
Кстати, эти народные воззрения на женщину есть и в поэзии А. С. Пушкина – вспомним «Сказку о царе Салтане», где царевна
… Величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит –
Словно реченька журчит.
Напомним, что пава – это павлин, а сама царевна выступает в образе лебеди.
У Пушкина – огромный набор разнообразных метафор для характеристики женщины – точнее, самых разнообразных женских образов, когда-либо им встреченных. Приведем только один пример – незабываемые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», где женщина предстает
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой крастоты…
А чего стоит пушкинское:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Яркие примеры дает нам поэзия Н. А. Некрасова. Вот уж кто посветил русской женщине множество бессмертных строк. Метафоризация служит Некрасову для обрисовки характера женщины, ее внутреннего мира, характеризует ее как личность со всеми ее особенностями: так, свою любимую женщину Зину Некрасов называет в одноименном стихотворении «дитя», Сашу в одноименной поэме называет «цветком полевым», «голубкой», а в «Коробейниках» девушки - «лебедушки», а главная героиня – «душа-зазнобушка».
Вот, к примеру, стихотворение «Тройка»: для характеристики образа юной русской красавицы Некрасов выбирает такие метафоры, как: «в волосах твоих, черных, как ночь», ее саму называет «чернобровой дикаркой». Таким образом, в данном случае метафоризация характеристики девушки призвана показать ее неугомонный, юный, ничем не стесненный нрав… и эта метафора подчеркивает следующие строки стихотворения, где говорится о том, что ждет в замужестве девушку, как придется покориться и увянуть вольной (пока еще) «чернобровой дикарке».
«Вчерашний день, часу в шестом…» - другое известное стихотворение Некрасова. ............