Часть полного текста документа:Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков Л. В. Насонкина Слово "технология" происходит от греческого слова "techne" - искусство, мастерство, умение. В словаре русского языка это понятие характеризуется следующим образом: Технология. 1. Совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов. 2. Совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс. Словом, говоря о технологии, имеют в виду систему действий, приводящую к ожидаемому результату. В нашей стране и за рубежом ведутся серьезные исследования по проблемам технологии педагогической деятельности. Речь идет об эволюции этого понятия, суть которой, на наш взгляд, в последовательном расширении его объема: от технологии как элемента технического "приспособления" в деятельности педагога до качественно нового понимания педагогической деятельности как системно организованной, технологизируемой социальной сферы. Технология обучения, как указывает С. Сполдинг, "включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной новая информация об эффективности системы". Это только одно из определений педагогической технологии, так как их существует много. В данном контексте мы рассматриваем технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности (диктуемой логикой познавательной деятельности и особенностями используемого метода) реализовать данный метод на практике. Наш предмет (иностранный язык) может иметь свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Пока в теоретической дидактике ведутся споры о границах и возможностях создания новых педагогических технологий, в системе преподавания иностранных языков уже давно созданы методики, претендующие на статус технологии, т.е. обладающие высокой степенью надежности, стабильности и воспроизводимости результатов. Мы относим сюда прежде всего личностно ориентированный подход при обучении иностранному языку, включающий метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение и разноуровневое обучение. Когда мы ведем речь о технологичности педагогического опыта, то имеем в виду те его элементы, которые отвечают признакам технологичности: воспроизводимость (возможность повторения способов и приемов другим педагогом); эффективность (возможность достигнуть результатов оптимальным по затратам путем, гарантированным по изменениям в состоянии курсанта); управляемость (возможность проектировать учебный процесс, поэтапно отслеживать результат и при необходимости вносить коррекции); системность (целостность и логичность процесса, взаимосвязанность его частей). Принцип личностно ориентированного обучения предполагает обучение доверительное, открытое, требующее от преподавателя вступать в диалог и поддерживать его, слушая и проникая в личностный смысл высказывания курсанта. ............ |