Часть полного текста документа:Методика проведения лекции по дисциплине "Корабельный устав ВМФ" Методическая записка Поскольку данная лекция первая в курсе "Корабельный устав", вводная ее часть является введением в курс. Раскрыв, как и обычно во вводной лекции,структуру и содержание курса,преподаватель должен особо остановиться на общей характеристике Корабельного устава как главного руководящего документа ВМФ. Начать эту характеристику следует с вопроса: "Что такое устав ?" Обратимся к словарю Даля. Кратко остановимся на истории создания и развития воинских уставов в России. Следует подчеркнуть, что несмотря на строгий, регламентирующий характер этих документов, они всегда, с времен Петра I носили творческий характер: "Не держаться устава, яко слепой стены, ибо там порядки писаны, а времен и случаев нет". Специфика корабельной службы всегда требовала четкой организации, строгой регламентации всех видов деятельности. Особое значение это приобретает в нынешних условиях, поскольку современный корабль представляет собой боевой комплекс, воплощающий в себе последние достижения науки и техники сложный боевой организм, где от каждого человека зависит выполнение кораблем боевых задач. В подтверждение этой мысли полезно привести примеры из корабельной жизни. Причем желательно как положительные примеры, подтверждающие зависимость успеха от четкого выполнения требований Корабельного устава, так и отрицательные. Надо показать, что Корабельный устав имеет много общего с уставами ММФ, что изучение его поможет в дальнейшей практической деятельности на судах ММФ и тем более поможет быстрому становлению офицера Военно-Морского Флота в случае призыва, либо желания посвятить себя военной флотской службе. Общие положения Корабельного устава следует привести полностью, без сокращений. Особо надо подчеркнуть, что ни одно иностранное правительство не имеет права вмешаться в жизнь военного корабля. В вопросе классификации военных кораблей необходимо четко разъяснить критерии деления и напомнить, что более детально эти вопросы будут изучаться в курсе " Основы тактики ВМФ". Рассматриваю повседневную организацию корабля, преподаватель должен ориентироваться на базовый для изучения проект корабля. Перечислив, например, боевые части и службы корабля вообще, надо сказать, что на нашей "родной" подводной лодке отсутствуют БЧ-2, БЧ-6, 3 БЧ-7, а БЧ-4 и Сл-р возлагаются одним офицером. Сл-х замыкается на старшего помощника, а Сл-с на помощника командира подводной лодки. Необходимо напомнить курсантам также, на какую первичную должность они готовятся как офицеры запаса. Количество команд и отделений на подводной лодке можно назвать общее, но в зависимости от ВУС курсантов надо обязательно перечислить команды и отделения своей боевой части. Боевую организацию целесообразно начать с характеристики понятий "командный пункт" и "боевой пост". Для " оживления" рассказа можно сразу же привести пример командного пункта и боевого поста, ориентируясь на ВУС обучаемых. Надо предупредить курсантов, что эти вопросы будут на следующем занятии рассмотрены более подробно с ориентацией на организацию подводной лодки боевого проекта. В целом весь материал по данному вопросу очень "густ", сложен для восприятия не знакомым с флотской службой, поэтому в подробности организации подводной лодки преподавателю вдаваться на этом занятии. ............ |