Методика рейтингового анализа эмитентов
По мере повышения суверенного рейтинга России все большее число российских организаций заявляют о своих планах по выпуску еврооблигаций и других международных ценных бумаг, а заемщики намереваются строить свои отношения с кредиторами в соответствии с международными стандартами. На фоне макроэкономической стабилизации и экономического роста значительно улучшились финансовые показатели большинства корпоративных заемщиков. Наблюдается рост рынка рублевых корпоративных облигаций, векселя постепенно превращаются в нормальную «рыночную» бумагу — аналог коммерческих бумаг, обращающихся на зарубежных рынках. Все это свидетельствует о том, что российские организации постепенно осваивают «правила игры» на рынке и международные стандарты ведения бизнеса. Вот почему возрастает потребность в аргументированных и независимых оценках, которые позволили бы дифференцировать заемщиков и их долговые обязательства на основе надежных критериев. Рынок ценных бумаг стремится обрести твердую опору в виде классификаций, стандартов и эталонов.
Кредитный рейтинг эмитента — это оценка общей способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства полностью и в срок, который присваивается компании рейтинговым агентством.
Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (суверенному правительству, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, объектам инфраструктуры, страховым компаниям, управляемым фондам) или отдельному долговому обязательству.
Некоторые области применения рейтингов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества применения кредитных рейтингов
Сфера применения Преимущество Рынки государственных долговых обязательств Доступ ко многим сегментам рынка. Расширение возможного круга инвесторов Кредитные линии контрагентам Увеличение количества поставщиков. Расширение возможностей для арбитража Переговоры об открытии ликвидных кредитных линий. Расширение круга источников финансирования. Облегчение доступа Кредитный рейтинг эмитента Ориентир для переговоров с кредиторами и поставщиками Планирование структуры капитала Обеспечение баланса интересов владельцев облигаций и акционеров Облигационные и денежные фонды Маркетинг, размещение и внутренний контроль. Возможное содействие росту стоимости Соответствие установленным нормативам и стандартам Возможность участия в приватизационных тендерах Развитие бизнеса Налаживание отношений с клиентами Частный кредитный рейтинг Более эффективные переговоры с коммерческими контрагентами Тендеры и проекты Снижение необходимости в аккредитивах, гарантиях или залоге Отношения с инвесторами Повышение информированности владельцев облигаций и акций
Кредитный рейтинг, по какой бы шкале он ни присваивался, не является рекомендацией относительно того, покупать, продавать или держать те или иные ценные бумаги или мнением о рыночной цене долговых обязательств и об инвестиционной привлекательности эмитента для конкретного инвестора. Пользователями рейтинговой информации являются стратегические инвесторы, кредиторы, акционеры и портфельные инвесторы, аналитики, потребители услуг организаций (банков, страховых компаний и т. ............