МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Менеджмент и маркетинг»
Лекции
По дисциплине: «Организация бизнеса» Алматы, 2009
Модуль 1. Методологические основы менеджмента средних и малых предприятий
Тема 1:Особенности менеджмента средних и малых предприятий
План:
1. Введение в дисциплину.
2. Сущность и методологические основы развития средних и малых предприятий в РК.
3. Предприниматель и менеджер
4.Опыт развития предпринимательства развитых стран
Мировой опыт показывает, что мелкие и средние предприятия способны быть эффективными только в условиях функционирования рыночной экономики. Все их производственные потребности - информационные, материально-технические, научные, проектно конструкторские и другие - удовлетворяет рынок.
Основным фактором конкурентоспособности малых предприятий является их мобильность, т.е. способность быстро находить покупателя и "выбрасывать" на рынок ходовой товар.
Основные факторы существенной роли мелкого предпринимательства определяются тремя направлениями в научно-техническом прогрессе:
- развитие специализации при сближении технического уровня крупного и мелкого производства;
- развитие и внедрение сравнительно малокапиталоемких технологических методов, производственных линий и систем машин, эффективных при сравнительно небольших масштабах производства;
- ускоренное производство нововведений.
Малый бизнес характеризуется независимым менеджментом, собственным капиталом, локальным районом операций, малыми размерами. К преимуществам малых предприятий относятся:
- высокая гибкость и приспособляемость к быстро меняющимся требованиям рынка;
- способность быстро изменять модели и типы товаров, изменять технологию производства, нововведенческий "фанатизм";
- эффективные системы стимулирования;
- свободная организация рабочего дня (неполный рабочий день и работы на дому);
- развитие малых предприятий положительно сказывается на развитии региональной экономики, повышении самостоятельности регионального управления;
- отсутствие административных барьеров;
- специализация производства и обслуживания;
- значительная роль в обеспечении занятости;
- рациональное использование квалифицированных работников;
- простота производственных процессов;
- постоянное обновление продукции;
- возможность личного общения.
В управлении малым бизнесом имеются и некоторые негативные моменты. Ряд факторов выступают в качестве неблагоприятных для малого бизнеса, прежде всего это относится к возможностям доступа к ресурсам. Банки и другие источники займов рассматривают малые предприятия как рискованных заемщиков и, следовательно, берут с них более высокий процент.
В малом бизнесе отсутствует экономия на масштабах производства, это возможно в большом бизнесе, где масштабы производства значительно шире.
В малых предприятиях имеет место недостаточная внутренняя специализация. Одновременно они не могут обеспечить специализацию внутри предприятий, что имеет место на крупных фирмах.
СОЗДАНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
При формировании рыночных отношений в республике одной из первоочередных задач является создание малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, обеспечить оперативную реакцию на изменение потребительского спроса.
В республике предприняты практические шаги по обеспечению необходимых организационных, экономических и правовых условий развития и функционирования малых предприятий. ............