РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Минске
Кафедра психологии
Контрольная работа
по дисциплине «Методологические основы психологии»
Выполнил:
студент __ курса
специальности ____________
_________________________
(Фамилия, И.О.)
Проверил:
_________________________
(должность)
__________________________
(Фамилия, И.О.)
Минск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЗАДАНИЕ 1. Анализ понятий: «метод», «теория», «методология», а также «наука», «философия» и «мировоззрение»
2. ЗАДАНИЕ 2. Сравнительная характеристика ненаучного (житейского) и научного знания
3. ЗАДАНИЕ 3. Таблица-схема «Постулат непосредственности» и способы его преодоления в различных психологических школах
4. ЗАДАНИЕ 4. Развитие методологических идей в науке (от философии Античности и Средних веков до современных методологчисеких исследований)
5. ЗАДАНИЕ 5. Научное творчество и личность ученого в формировании научного знания
6. ЗАДАНИЕ 6. Составить конспект
6.1 Виды теоретического знания: теория, концепция, учение
6.2 Эмпирическое и теоретическое обобщение в психологии
6.3 Объяснение и редукция в психологии
7. ЗАДАНИЕ 7. Словарь основных понятий по курсу «Методологические основы психологии»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЗАДАНИЕ 1.
Анализ понятий: «метод», «теория», «методология», а также «наука», «философия» и «мировоззрение»
Метод – (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Существует множество классификаций М. познания. В частности, выделяют частные специальные М. отдельных конкретных наук, напр. М. механики, оптики, термодинамики, химического анализа, критический анализ источников как М. исторической науки, сравнительный М. в языкознании и т. п. Наряду с М. конкретных наук существуют также общенаучные М., т. е. М., используемые обширным классом наук или даже всеми науками. К числу таких М. обычно относят наблюдение, измерение, эксперимент, индуктивный М., М. гипотез, М. формальной логики и т. п. И наконец, наиболее общими М., применимыми как в познании, так и в практике, являются философские М., напр. метафизический и диалектический М., М. восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, идеализация и абстракция, сравнение и т. п. Наряду с указанной классификацией широким распространением пользуется также разделение М. науки на эмпирические и теоретические М. познания. Всякий М. опирается на определенное знание об объектах познания или практического действия. Поэтому иногда М. называют научные принципы и теории. Учение о М. называется методологией [8; c. 133].
Теория (греч. teoriy, «рассмотрение, исследование») — совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. ............