ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Кафедра физики и методико-информационных технологий
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры
САРАТОВ 2006
Содержание
Введение
1. Теоретические предпосылки формирования творческой личности в процессе обучения физике
1.1 Метод и методология
1.2 Методологические принципы формирования физических понятий
1.3 Гуманизация в процессе обучения физике
1.4 Технология формирования творческой личности в процессе обучения физике
1.5 Проблема творческого развития человека
1.6 Техническое конструирование, творчество и профориентация
1.7 Историзм в содержании школьного курса физики
1.8 Проблема обоснования и обобщения знаний на основе использования историзма
1.9 Философия физики
2. Методологические мировоззренческие принципы построения последовательности педагогических действий при обучении физике в контексте мировой культуры
2.1 Физика в контексте мировой культуры
2.2 Последовательности педагогических действий при обучении физике
2.3 Концепция поэтапного обучения физике
2.4 Методика преподавания физики твердого тела
Заключение
Библиографический список
Введение
В последние десятилетия, несмотря на то, что научно-технический прогресс все настойчивее вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Это связано не только с затянувшимся кризисом школьного образования, но и с рядом других проблем. Прежде всего, современному ученику физика неинтересна, поскольку свою дальнейшую деятельность он планирует, как правило, в другой области. Кроме того, школьнику часто бывает трудно усвоить абстрактные понятия и он не видит причин, по которым ему следовало бы переламывать себя.
Противостоять этому можно, внедряя в физику элементы мировой культуры (философия, история, искусство, литература, техника и т.д.) с целью стимулирования заинтересованности к данному предмету и повышения творческой активности личности, о чем в пору техногенного развития общества часто забывают. Следует обратить внимание, что внедрению культуры способствуют современной тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманитаризация и гуманизация являются сегодня одним из основных направлений реформирования школьного и вузовского образования вообще и физического в частности.
О гуманитаризации преподавания физики в школе говорят уже довольно давно. ............