Часть полного текста документа:Методология построения ЭС. 1. Подход к проектированию ЭС. Проектирование ЭС имеет существенное отличие от проектирования традиционных информационных систем в силу того, что постановка задач, решаемых экспертной системой может уточняться во время всего цикла проектирования. Вследствие этого возникает потребность модифицировать принципы и способы построения базы знаний и аппарата лгического вывода в ходе проектирования по мере того, как увеличивается объем знаний разработчиков о предметной области. В силу отмеченных особенностей при проектировании ЭС-м применяется концепция "быстрого прототипа". Ее суть: разработчики не пытаются сразу построить законченный продукт. На начальном этапе создается прототип, к-рый должен удовлетворять двум условиям: 1) он должен решать типичные задачи предметной области; 2) с другой стороны трудоемкость его разработки должна быть очень незначительной. Для удовлетворения этих условий при создании прототипа используются инструментальные средства, позволяющие ускорить процесс программирования ЭС (скелетные языки, оболочки ЭС). В случае успеха прототип должен расширяться дополнительными знаниями из предметной области. При неудаче может потребоваться разработка нового прототипа или проектировщики могут прийти к выводу о непригодности методов искуственного интеллекта для данного приложения. По мере увеличения знаний о предметной области прототип может достичь такого состояния, когда он успешно решает все требуемые задачи в рамках предметной области. В этом случае требуется преобразование прототипа в конечный продукт путем его перепрограммирования на языках "низкого уровня", что обеспечит увеличение быстродействия и эффективности программного продукта. Кол-во разработчиков ЭС не должно быть меньше 4 чел., из к-рых 1 явл-ся экспертом ПО, 2 - инженеры по знаниям или проектировщики ЭС, 1 - программист, осуществляющий модификацию и согласование инструментальных средств. В дальнейшем, в процессе преобразования прототипа в конечный продукт, состав программистов должен быть увеличен. 2. Основные этапы разработки ЭС. 1. Идентификация. 2. Концептуализация. 3. Формализация. 4. Выполнение. 6. Тестирование. a. Переформулирование b. Переконструирование c. Усовершенствование d. Завершение В состав функций этапа 1 входит: 1) определение команды проектировщиков, их роли, а также формы взаимоотоношений; 2) определение целей разработок и ресурсов; 3) описание общих характеристик проблемы, входных данных, предполагаемого вида решения, ключевых понятий и отношений. Типичные ресурсы этого этапа: источники знаний, время разработки, вычислительные ресурсы, объем финансирования. На этапе 2 эксперт и инжинер по знаниям формализуют ключевые понятия, отношения и характеристики, которые выявлены на предыдущем этапе. Данный этап призвн решить следующие вопросы: определить типы данных, выводимые понятия, используемые стратегии и гипотезы, виды взаимосвязей между объектами, типы ограничений, накладываемых на процесс решения задачи, состав знаний, которые используются для выработки и обоснования решений. Опыт показывает, что для успешного решения вопросов этого этапа целесообразно составлять протокол действий и рассуждений экспертов в процессе проектирования. ............ |