Часть полного текста документа: Методология социологии Методология - это учение о всеобщих правилах научных исследований. Не смотря на то, что методология также затрагивает методы исследования, нельзя путать это учение с техникой исследования, которая называется методикой. Методика - это совокупность конкретных методологических приемов. Методология - это метатеория исследовательского процесса, имеет (содержащая и осуществляющая) оценку критику результатов исследовательских процессов, а также имеет предложения по улучшению исследовательских приемов (для изучения) предметов и объектов, следовательно, она может сводиться и объяснить возможность социологического познания, равно как и объединить социологическую теорию с эмпирическими социальными исследованиями. Методология как научно-теоретический анализ исследовательских процессов разрабатывает систему понятий, рассматривает проблемы понятий, логического анализа объяснений и теорий, конструкции теорий и их перепроверки, сформулирования гипотез, развития планов исследования, системного анализа имеющихся знаний и связей между науками, занимающимися обществом и людьми. Методология имеет особое значение для социальных наук, т.к. в них до сих пор не особенно успешно представляется возникновение всеобщей теории об обществе и общественном феномене. Прежде всего в социологии дискуссия о теории имеет все еще методологический характер. Из широкого спектра методологической проблематики лишь некоторые центральные проблемы будут рассматриваться в данных рамках. I Принципиальный спор, сопровождающий историю социологии, затрагивает вопрос: Имеют ли социальные феномены только социальные основания, и, следовательно, существует только социологическое объяснение, или состоят ли социальные феномены из социологических законов человеческого поведения, и этим полностью или частично разъясняются обе позиции коллективная и индивидуальная, которые существуют друг с другом и комбинируются. В первом случае речь идет о методологическом коллективизме (антиредукционизме), а во втором - о методологическом индивидуализме (редукционизме). Проблематика коллективного и индивидуального объяснений социального феномена стала затрагиваться в концепции "понимающей" социологии М. Вебера, Вебер (1864-1920) описал социальное действие как объективную область социологии и определил "эмпирическую" социологию как науку, "которая отчетливо понимает социальное действие и хочет необъективно объяснить его его последствиями". Социальное действие - поведение других людей. Структура (образы) "коллективного" и социального существуют у Вебера как категории определенных форм общественного действия, и социология должна редуцировать эту категорию на действие причастных индивидов. Коллективный подход в исследовании социального феномена претерпевает изменения, т.к. в "понимающей социологии есть содержательный анализ индивидуума и индивидуальные социальные действия исключают возможность психологического объяснения социального феномена. Понимающая социология - ранний пример методологического индивидуализма. Понимающая социология представляет индивида в социально-культурной смысловой связи, что выходит за пределы непосредственной доступности наблюдения. II В связи с индивидуально-коллективной проблематикой возникает вопрос, нуждаются ли социальные науки в особых методах исследования, т.е. ............ |