Методы активного воздействия на человека
Методики коррекции функционального состояния
Основной целью использования методов коррекции функционального состояния организма человека и профилактики возможных нарушений, является повышение его резервных возможностей и устойчивости в условиях воздействия негативных факторов среды. Применение таких методов воздействия показано:
· для защиты организма от негативных факторов любой природы;
· при тяжелых нагрузках, как психоэмоциональных, так и физических;
· при активной профилактике (упреждающая коррекция);
· при лечении различных хронических заболеваний.
Методы коррекции применяются как в целях быстрого восстановления функциональных резервов, так и для предотвращения перехода острого состояния в хроническую форму.
Состояние
Состояние психического и физического здоровья – важный фактор успешного обучения. Возможность оценки влияния учебного процесса на состояние учащихся позволяет оптимизировать построение учебного процесса и своевременно выявлять учащихся с учебной дезадаптацией.
Состояние психического и физического здоровья является также существенным фактором успешности профессиональной деятельности. Знание текущего уровня психического и физического здоровья работающего необходимо для профессионального отбора, подбора персонала, оценки персонала и формирования резерва, профконсультации, профориентации. С помощью методик, входящих в пакет «Состояние», можно определить:
· актуальное психологическое состояние индивида;
· степень мобилизации физических и психических ресурсов;
· текущий уровень психического здоровья.
· текущий уровень физического здоровья.
Функциональное состояние
Функциональное состояние – является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур. Функциональное состояние зависит от особенностей характера выполняемой деятельности; значимости мотивов, побуждающих к выполнению конкретной деятельности; величины сенсорной нагрузки, которая может достигать высоких значений или резко падать в условиях сенсорной депривации; исходного уровня активности нервной системы, как отражения предшествующей деятельности субъекта; индивидуальных особенностей нервной системы; воздействий, выходящих за рамки естественной среды обитания организма (фармакологических, химических, электрических раздражений и т.д.). Функциональное состояние не совпадает с уровнем бодрствования, которое является его поведенческим проявлением. Существуют собственные индикаторы функционального состояния, не сводимые к показателям уровня бодрствования и эффективности деятельности. К ним относятся характеристики биоэлектрической активности мозга, отражающие активность модулирующей системы мозга.
Функциональное состояние человека понимается как интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности. ............