Часть полного текста документа:Содержание: 1. Введение. 1 2. Научное познание и его особенности. 1 3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. 4 4. Методы научного познания. 13 4.1. Понятие метода и методологии. Классифи- кация методов научного познания. 13 4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода и их применение в научном познании. 17 4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании. 17 4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18 4.2.3. Принцип детерминизма. 20 4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании. 20 4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22 4.3.1. Научное наблюдение и описание. 22 4.3.2. Эксперимент. 24 4.3.3. Измерение и сравнение. 26 4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28 4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28 4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент. 30 4.4.3. Формализация. 32 4.4.4. Аксиоматический метод. 34 4.4.5. Метод гипотезы. 34 4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36 4.5.1. Анализ и синтез. 36 4.5.2. Индукция и дедукция. 37 4.5.3. Аналогия и моделирование. 39 5. Заключение. 42 6. Библиографический список. 43 1. Введение. Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой экономики", для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др. Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания - наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности. Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. ............ |