МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Математический факультет
Кафедра алгебры и геометрии
Выпускная квалификационная работа
Методы приближённого решения матричных игр
Выполнила студентка V курса
математического факультета
Ветошкина Е. Н.
______________ /подпись/
Научный руководитель:
к. ф.-м. н., доцент, Ковязина Е. М.
______________ /подпись/
Рецензент:
к. ф.-м. н., доцент, Караулов В.М.
______________ /подпись/
Допущена к защите в ГАК
Зав. кафедрой __________________ Вечтомов Е. М.
«___» __________ 2003 г.
Декан факультета _______________ Варанкина В. И.
«___» __________ 2003 г.
Киров
2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
§1. Основные понятия………………………………………………………5
§2. Итеративный метод Брауна-Робинсона……………………………...10
§3. Монотонный итеративный алгоритм решения матричных игр…16
Приложение………………………………………………………………….21 Список литературы…………………………………………………………24
Введение
«Теория игр – раздел математики, предметом которого является изучение математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта...». [17]
Математическая теория игр способна не только указать оптимальный путь к решению некоторых проблем, но и прогнозировать их исход. Матричные игры серьёзно изучаются специалистами, так как они довольно просты и к ним могут быть сведены игры общего вида. Поэтому теория матричных игр хорошо развита, существуют различные методы поиска решения игр.
Но в большинстве случаев решение матричных игр представляет собой трудный и громоздкий процесс. Есть примеры, когда даже для матриц размера 3´3, процесс поиска решения довольно трудоёмкий.
Кроме того, выигрыши игроков в каждой ситуации не всегда определяются точными измерениями. В процессе сбора данных об изучаемом явлении, анализа этих данных и введения при построении модели различных предположений накапливаются ошибки. Они же могут выражаться числами в матрице выигрышей. Поэтому точность в определении значения игры и оптимальных стратегий игроков оправдана не всегда.
А также, следует заметить, что погрешность в оценке игроком своего выигрыша не может привести к практически серьёзным последствиям и небольшое отклонение игрока от оптимальной стратегии не влечёт за собой существенного изменения в его выигрыше.
Поэтому возникает потребность в разработке численных методов решения матричных игр. ............