Часть полного текста документа:Методы психотерапии. Русское и психотехническое Что происходит с человеческой психикой во время "голого" поглощения психологических знаний? Начнем со статистического примера. Через несколько лет изучения и применения психологических техник (самих по себе эффективных) психолог приходит к убеждению, что данная деятельность вредит его здоровью и, мало того, судьбе его близких. Не понимая, что происходит, он бежит от себя, своей работы, близких..., часто мистифицируя происходящее. Кто же остаются в профессии? Это люди, по своей сути понимающие, чтобы лечить - не надо самому болеть. Надо дистанцироваться от личности больного и воспринимать ее, как механизм. Вот как говорят об этом великие мастера своего дела Джон Гриндер и Ричард Бендлер: "....Решить о том, какую модель терапии или диагностики вы будете использовать, это всего лишь означает, когда и как вы решите соврать. Я говорю совершенно серьезно. Если я внимательно посмотрю на кого-то в группе и скажу: " Смотрите, у вас есть такая часть, которую все это немного пугает, и я могу понять это", - то это огромная ложь. Часть чего? Я не знаю, что это означает..." "...Самое опасное, я думаю, летальное - это потерять кавычки относительно себя и поверить, что ваши мысли и являются реальностью: поверить в то, что люди на самом деле являются "визуальными", "кинестетическими", или "аудиальными", поверить в то, что люди на самом деле являются "утешителями", "сверхрациональными" или кем-то еще. Поверить в то, что вы в действительности имеете "родителя", "взрослого", "ребенка" - это означает впасть в психоз! Эти понятия можно использовать только для того, чтобы сделать хорошую работу - организовать чье - либо поведение. Но совершенно другое дело потерять кавычки и поверить, что все это реальность...." От себя хочется сказать, что сюда можно отнести любые новомодные типологии человека, астрологию, однозначные учения о психике и душе человека, религиозных экстремистов и т.д. Тема слишком серьезная, наболевшая, особенно в среде практических психологов, психотерапевтов, чтобы обойти ее стороной. На своем преподавательском опыте знаю. Что люди с удовольствием поглощают определенную порцию психологических знаний. Затем, используя полученные навыки, люди превращаются либо в циников, либо депрессируют, направляя свое негодование на преподавателя. То есть наступает период, когда знания вступают в противоречие с глубинными структурами личности человека ("глубиной потока"). Здесь стоит рассмотреть опыт русской психотерапии, при котором, происходит гармоничное восприятие психотехнического материала. Для этого проведем экспериментальное сравнение методологий. Возьмем то, с чем оперируют психологи всех направлений: образы, телесные ощущения, поведенческие акты. Не "бросая камень" в другие школы, начнем приводить примеры: НЛП - допускает (в субмодальностях): "Измените яркость будущего и оно, станет вам привлекательней". Для не особо посвященных скажу, субмодальности - это как настройки в телевизоре: яркость, четкость, цветность и т.д. вашего воображения. Так вот, оперируя данными настройками, можно влиять на поведение человека. ............ |