Часть полного текста документа:Методы воздействия на группы во время проведения совещаний и собраний Галина Николаевна Сартан, кандидат психологических наук, директор центра практической психологии "Катарсис", Государственная академия инноваций. Действующая организация постоянно сталкивается с проблемами. Осуществляя свою деятельность, организация превращает проблемы в задачи и решает их. Эффективно превратить проблему в задачу и решить ее возможно при объединении и координации усилий сотрудников, ответственных за данное направление. Одной из форм внутренней "саморегуляции" организации являются совещания. В работе совещания принимают участие, как правило, более десятка человек, представляющих несколько отделов или групп. Сотрудник, участвующий в работе совещания, сталкивается с различными стимулами, которые действуют на его нервную систему, провоцируя определенную реакцию. Различаются основные ( рабочие) стимулы, которые побуждают человека к эффективной деятельности, и периферические стимулы, отвлекающие внимание человека и переключающих его основную деятельность. Проводящий совещание человек должен обладать знаниями, которые позволят ему эффективно управлять стимулами, структурировать совещание, обеспечивать результативность поведения участников совещания, а также сохранение и приумножение их внутренних ресурсов. Умение конструктивно воздействовать на участников совещания особо ценится в случае кризисной ситуации на предприятии, когда за короткое время необходимо получить информацию, разобрать ошибки, сплотить команду и воодушевить сотрудников. Психология коллективного восприятия Разрабатывая совещание, важно учитывать специфику коллективного восприятия. Сидящий отдельно человек обладает хорошей способностью к концентрации внимания на одном объекте, и, следовательно, к быстрой обработке и синтезу информации. Ресурс его внимания сосредоточен на рабочем объекте (главном стимуле), периферические (второстепенные) стимулы внимание практически не притягивают. Человек, сидящий в окружении себе подобных, находится в качественно иной ситуации: его внимание "приклеивается" не только к рабочим объектам (например, обсуждению проекта), но и к периферическим стимулам (словам друга, жестикуляции соседей, звуку шагов, смеху в противоположном углу зала в ответ на его слова, недовольному выражению лица непосредственного начальника). Кроме того, значительная часть нервной энергии в целом и внимания в частности тратится на так называемые референтные переживания. Референтные переживания - это переживания, основанные на изменении отношения к себе со стороны значимых лиц, следовательно, изменении самооценки человека, его "Я-образа".Поводом для референтных переживаний может быть как негативная оценка со стороны начальника, неожиданно агрессивное отношение со стороны коллег, так и дружеская поддержка. Таким образом, нервная система человека на совещании переживает как " рациональные" (деятельностные), так и " эмоциональные" (межличностные) состояния. Она представляет собой своего рода весы, которые находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Вывод: ресурс внимания и энергии участника совещаний распределяется между объектом работы, периферическими стимулами и референтными переживаниями. Наблюдая за участниками совещаний, можно сделать интересный вывод: одни люди приходят на совещание, чтобы получить "рациональные состояния", другие - референтные переживания, третьи - раствориться среди периферических стимулов. Вспомните последнее совещание, в котором вы принимали участие и заполните таблицу 1. ............ |