Часть полного текста документа:Методы запоминания текстовой информации Если рассмотреть методы, применяемые нами для запоминания текстового материала, можно сделать вывод, что, либо эффективность их невысокая ("зубрежка", линейное конспектирование, многоразовое повторное чтение), либо мы владеем ими не достаточно хорошо (осмысление текста с составлением плана, схемы или опорного конспекта; выписки отдельных мыслей из текста; пересказ после прочтения). А если к этому еще добавить лавинообразно нарастающий поток нужной информации, от которого зависит наше финансовое благополучие или успешное обучение в школе или вузе, то складывающая ситуация выглядит просто угрожающе. Ни для кого не секрет, что в учебных заведениях вооружают разнообразными знаниями, но при этом не обучают тому, как правильно воспринимать, запоминать и припоминать полученную информацию. Фактически методы обработки информации остались те же, какими пользовались наши деды и прадеды. Сегодня такое положение вещей никого уже не устраивает, и поэтому появилось большое количество разных программ и методик, направленных на увеличение скорости усвоения и запоминания разнообразной информации. В этой книге вы познакомитесь с авторскими методами запоминания текстовой, речевой, точной и зрительной информации, зарекомендовавшими себя на практике. Методы запоминания текстовой информации: 1. логические методы: "Алгоритм абзаца", "Карта текста" и "Алгоритм текста"; 2. образные методы: "Картинка", "Путешествие" и "Пластилин"; 3. образно-логические методы: "Паутинка", "Рисунок" "Открытка"; 4. метод поэтапного осмысления текста - "Галочка"; 5. методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей и т.п.: "Эрудит"" "Опора", "Образ" и "Карта правила"; 6. мнемонический метод запоминания текстов - "Бусы"; 7. структурные методы: "Отмычка" и "Прогулка". выбор метода запоминания текста осуществляется по следующим критериям: 1. цели воспроизведения (дословно, близко к тексту или своими словами); 2. наличия базовых знаний по теме, изложенной в тексте; 3. количества новой - непонятной информации. 4. доминирующий тип вашего мышления и особенности памяти; 5. стиля изложения текста. Так как выбор метода запоминания текста зависит от большого количества факторов, то у автора нет возможности подробнее осветить этот вопрос. Однако в каждом разделе будут даны практические рекомендации по использованию того или иного метода. Логические методы запоминания текстовой и речевой информации. Словесно-логическая память является ведущей по отношению к другим видам памяти, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. (Т.П. Зинченко, 2002) Наверное, многие знают из своего жизненного опыта: "Чтобы хорошо запомнить текст, его нужно понять". Одним из первых отечественных психологов роль понимания в запоминании исследовал Н.А.Рыбников (1923). Его опыты показали, что осмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Преимущество запоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процесса запоминания: на его полноте, точности и прочности. ............ |