Глобальная логистика
Цели изучить:
• важность международной торговли и ее влияние на логистику;
• факторы, стимулирующие международную торговлю;
• основные трудности, с которыми сталкивается международная логистика;
• некоторые основные аспекты, связанные с пограничными и таможенными правилами;
• различные способы выхода на международный рынок;
• различные структуры международной организации.
Международная торговля
Логистика и экономика Несмотря на краткосрочные колебания экономики, международная торговля продолжает развиваться заметными темпами. Леонтиадес (Leontiades) отмечает: «Одним из наиболее важных феноменов XX в. стала международная экспансия промышленности. В настоящее время фактически все крупные компании заметно участвуют в бизнесе за пределами своей страны».
В основе этой торговли лежит понимание, что организация может покупать товары у поставщика в одной стране, использовать логистику для их перемещения, а затем продавать их с прибылью заказчику в другой стране. Более совершенные коммуникации, транспорт, финансовые схемы, торговые соглашения и т.д. означают, что организации теперь ищут в пределах всего земного шара лучшие варианты для выполнения своих операций. В связи с этим международная логистика перемещает обрабатываемые материалы по все более длинным и сложным цепям поставок.
Логистика становится международной тогда, когда цепь поставок пересекает национальные границы.
В принципе международная торговля не обязательно ведет к созданию международных компаний. Однако на практике эти два явления неразделимы. Если организация начинает работать в новой стране, она может осуществлять контроль над новыми операциями, действуя из своей прежней штаб-квартиры и предоставляя местным структурам очень небольшую автономию. Однако это негибкий вариант, к тому же он не позволяет местным структурам лучше адаптироваться к конкретным условиям или получать необходимую профессиональную квалификацию. Другой вариант — передавать право на принятие решений. В этом случае компания может стать по-настоящему международной (сохраняя штаб-квартиру в своей стране и управляя основными видами деятельности оттуда), мулътинациональной (открыв дочерние штаб-квартиры по всему миру, чтобы каждый регион действовал в основном независимо) или глобальной (когда весь мир рассматривается как единый, интегрированный рынок). Различия между этими вариантами не всегда могут быть четкими, к тому же организация может выбирать и другие формы, например, работая как международная в одном регионе и как мультинациональная в другом.
Возможно, половина торговли промышленно развитых стран приходится на сделки, совершаемые между дочерними структурами одних и тех же компаний. Это особенно заметно в развитых странах; скажем, треть экспорта США - это продукты, отправляемые компаниями этой страны в свои зарубежные дочерние структуры, а еще треть — это продукты, отправляемые иностранными производителями «домой», на свой национальный рынок.
Некоторые специалисты предпочитают использовать здесь термин глобальная логистика (global logistics), позволяющий передавать идею интегрированных операций, выполняемых в международном масштабе. ............