МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ФПС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
кафедра общеправовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ ОБ ОБРАЩЕНИИ
С ОСУЖДЕННЫМИ
Москва 2000
План:
Введение. 3
1. История международного сотрудничества в области
обращения с осужденными. 6
2. Система действующих международных актов
об обращении с осужденными. 10
3. Основное содержание международных стандартов
обращения с осужденными к мерам, несвязанным
с лишением свободы. 13
4. Основное содержание международных стандартов
обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы. 16
Список литературы. 26
Введение.
Международные акты о правах человека, об обращении с осужденными серьезно влияют на уголовно-исполнительную политику. Это вытекает прежде всего из ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».
Как известно, Советский Союз подписал в 1989 г. Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Согласно этим соглашениям государства-участники должны «обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности»1. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений- международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных. В числе таких документов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985) и др. В 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы. Она подписала Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987). На ближайшей повестке дня — выполнение Европейских пенитенциарных правил (1987). Одно из требований Совета Европы к государствам — членам этой организации состоит в том, чтобы при подготовке уголовно-исполнительного законодательства в его основу были положены принципы и стандарты Европы.
Значимость принципов, сформулированных в международных соглашениях, и общих положений о защите прав человека и обращении с осужденными для формирования целей и задач политики в сфере исполнения наказания определяется тем, что они носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов и, следовательно, являются четким ориентиром для развития политики, законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.[1]
Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства с начала 90-х годов стала более активная -интеграция Российской Федерации в мировое сообщество. ............