Часть полного текста документа: Требования, предъявляемые Международным валютным (фондом государствам-членам, делятся на две основные группы. Одна из них включает универсальные требования, которые все страны призваны выполнять постоянно, - в силу своей принадлежности к Фонду. К другой относятся те, которыми МВФ конкретно обусловливает предоставление кредитов и которые страны-заемщицы должны реализовывать в период действия согласованных с ним стабилизационных программ. Конечно, обращение государства-члена к Фонду с просьбой о предоставлении кредита дает последнему дополнительную возможность давления на страну, помогает добиваться от нее выполнения также и уставных обязанностей, если к моменту получения кредита они не выполнялись или выполнялись ненадлежащим, с точки зрения МВФ, образом. Обязанности России как члена МВФ. Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от ниx соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения. Во-первых, в соответствии со статьей VTII устава обязанностью стран - членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение "переходного периода" (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения. Введение конвертируемости валюты после периода существования валютных ограничений должно быть тщательно продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом. При этом властям приходится решить для себя три главные проблемы: в какой момент и как быстро устанавливать конвертируемость валюты: на кого - резидентов или нерезидентов - и в какой последовательности она должна быть распространена, при осуществлении какого рода операций - текущих, связанных с движением капиталов или тех и других - будет свободно обмениваться национальная денежная единица. Известно, что страны Западной Европы смогли установить частичную конвертируемость своих валют только с конца 195S г., т. е. через тринадцать с половиной лет после окончания Второй мировой войны, а в полном объеме - согласно требованиям статьи VIII устава МВФ - почти через шестнадцать лет (с середины февраля 1961 г.). Что касается России, то она ввела конвертируемость рубля с самого начала осуществления рыночных преобразований. Юридической основой такого шага послужил Указ Президента РСФСР "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г. Предприятия и (физические липа получили право покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Вслед за Россией и другие страны бывшего СССР - одни раньше, другие позже - также объявили свои денежные единицы конвертируемыми. В связи с тяжелым экономическим положением России и других государств СНГ введение конвертируемости их валют в объеме требований статьи VIII устава МВФ (по текущим операциям) было в то время невозможным. ............ |