МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Заочное отделение
ФАКУЛТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Выполнила:
Студентка 3 курса
Группа №5
Мазараки О.А.
МОСКВА 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 3
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА, ЕГО СУЩНОСТЬ....................... 5
1.1 Определение конфликта.......................................................... 5
1.2. Основные типы конфликтов................................................... 9
1.3.Методы преодоления конфликтов........................................ 14
2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ.................................. 19
2.1.Конфликт в организации...................................................... 19
2.2. Конфликты в обществе......................................................... 24
2.3. Конфликты в семье............................................................... 30
3. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТА...................................... 35
3.1. Поведение в конфликтах...................................................... 35
3.2. Управление конфликтами в организации........................... 40
3.3. Управление конфликтами в обществе................................. 45
3.4.Предупреждение и разрешение семейных конфликтов....... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 48
ЛИТЕРАТУРА............................................................................ 50
ВВЕДЕНИЕ Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Этот все возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур и отдельных людей практической помощи в разрешении конфликтов.
Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на “бесконфликтное” развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.
В какой-то мере это противоречие – осознание необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней касается и психологов. В тоже время проблема конфликта является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком являются источником развития личности, определяют ее жизненный конструктивный или деструктивный сценарий. Не меньшую роль они играют и в социальной жизни, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. ............