Министерство образования Российской Федерации
Забайкальский государственный педагогический университет
им. Н.Г.Чернышевского
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе
Чита, 2010 г.
ПЛАН
Введение
Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе
1.1 Определение межличностных отношений
1.2 Виды межличностных отношений
Глава II. Межличностные отношения в старшем подростковом возрасте
2.1 Психологические особенности детей старшего подросткового возраста
2.2 Межличностные отношения – как важный фактор, влияющий на социальный статус ребенка
Заключение
Список литературы
Введение
Цель работы: показать, как межличностные отношения влияют на формирование личности и определяют его социальный статус в обществе.
Задача: изучить имеющуюся литературу. Обобщить передовой опыт по данной проблеме.
Мы предполагаем в своей работе, что семья, сверстники, школа, средства массовой информации, труд влияют на формирование личности.
Глава 1. Подходы к межличностным отношениям. Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе
1.1 Определение межличностных отношений
В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции, Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность малых групп, устойчивость их структуры против воздействующих вил, эффективность деятельности группы в зависимости от ее размера, от стиля руководства конфликтность личности в группе или независимость ее от группы, а также другие проблемы межличностных отношений – все это стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный раздел социальной психологии- изучение групповой динамики (1, 9).
В американской социальной психологии нет единой теоретической основы для понимания различных феноменов. Они сводятся по существу к механическим зависимостям: группа давит, а члены группы подчиняются групповому давлению; к одним группа тянется, от других же отталкивается или их выталкивают; если число контактов внутри группы увеличивается, то группа сплачивается, если же увеличивается число ее членов, то групповые связи рвутся.
Наследники бихевиаризма готовы видеть в любой группе механический агрегат внешне связанных и взаимодействующих между собой индивидов. А значит ли это, что и в коллективе тоже? Здесь происходит методологический водораздел между зарубежной и нашей психологической наукой. Опыт формирования коллективов, и прежде всего опыт деятельности А.С.Макаренко стал общепринятым в советской психологии. В 60-е годы идет интенсивное изучение социально-психологической проблематики жизни коллективов. Отличия коллектива от малой группы осмысливались в плоскости социальных построений, но меньше внимания им уделяли в сфере исследования, изучающего своеобразие механизмов межличностных взаимоотношений в коллективах по сравнению с другими группами. ............