Часть полного текста документа:Миф средневекового русского города (на примере Ростова Великого) И.К. Чиркова В современных культурологических исследованиях значительное место отводится изучению мифов, как древних, так и современных. Тот раздел дисциплины, который имеет предметом своего исследования объективный и разносторонний анализ мифа, выделение содержащихся в нём смыслообразующих моментов, присущих ему противоречий, его структуры и функций в отношении к личности и обществу, принято называть мифокритикой. Очевидно, что она в своих основных чертах сходна с мифологией как одним из важных направлений культурологии. Ключевым термином мифокритики выступает понятие мифа, под которым обычно понимается совокупность воззрений и верований, включающая в себя конкретные представления об идеальных началах бытия, высших смыслах и силах мироздания, и если речь идёт о культурном мифе,о предназначении и самореализации человека и общества. Главная задача мифокритики заключается в том, чтобы раскрыть глубинный смысл и внутренние закономерности мифологического сознания, заключенные в нём противоречия, связи с другими мифологическими системами. Одним из важных направлений мифокритики выступает анализ произведений искусства с целью раскрытия содержащихся в них мифологических символики и значений. Большинство исследователей, как отечественных так и зарубежных, работающих в этой области мифокритики, видят в искусстве отражение духовных явлений общественной жизни, в том числе некоторые традиционные архетипические компоненты коллективного сознания и поведения. Задача исследователя в этом случае заключается в том, чтобы увидеть за мифологическими образами реальные жизненные ситуации. Особенно плодотворным мифокритический анализ оказывается при изучении истории и культуры ушедших эпох. Как показано в ряде специальных работ [13,4], критический анализ религиозно-мифологического сознания, присущего эпохе средневековья, даёт возможность выявить объективное содержание, смысл и значение многих основополагающих понятий того времени, которым прежде исследователи приписывали совершенно иной смысл, часто осовременивали их, тем самым искажая истинное содержание социально-культурных явлений того периода. В нашей работе мы ставим более скромную задачу: постараться выяснить на примере ряда мифологических сюжетов, относящихся к городу Ростову эпохи средневековья, реальный смысл и значение тех историко-культурных событий и явлений, которые содержатся в мифологических текстах. В силу ограниченности объёма публикации мы рассмотрим только два мифологических сюжета. Первый относится к мифам, посвященным происхождению названия города Ростова, второй к мифологическим деяниям первых христианских миссионеров Ростовской земли, которых впоследствии православная церковь причислила к лику святых. Мифы о происхождении города Ростова Из существующей на сегодняшний день немногочисленной литературы на эту тему можно извлечь два мифа о проЯрославский педагогический вестник. 2004. No 1-2(38-39) Стр. 2 исхождении города Ростова. Один из них имеет славянские корни, он записан известным собирателем фольклора, уроженцем Ростовской земли (жившим в 19 в.) А. Артыновым. Другой миф, вероятно, имеет финно-угорское происхождение, так как, согласно историческим данным, племя мерян жило на этой территории до прихода сюда славян. В пересказе Артынова содержание первого мифа (вернее назвать его преданием или легендой) сводится к следующему: основателем города Ростова был князь Владимир Яналец (это прозвище встречается у Татищева), который являлся сыном царя Вандала. ............ |