Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольский государственный педагогический институт
имени Д.И. Менделеева»
Филологический факультет
кафедра литературы и МПЛ
Мифологема птицы в лирике Велимира Хлебникова
Тобольск – 2006
Содержание
Введение......................................................................................................... 3
1. Миф и его проявление в литературе XX века.......................................... 7
1.1 Миф, его особенности.............................................................................. 7
1.2 Особенности неомифологического сознания и функционирование мифа в литературе модернизма.................................................................................................. 16
2. Мифологема птицы и ее реализация в лирике Велимира Хлебникова. 29
2.1 Мифологема ворона в лирике Велимира Хлебникова........................ 29
2.2 Мифологема орла в лирике Велимира Хлебникова............................ 43
2.3 Мифологема голубя в лирике Велимира Хлебникова......................... 56
2.4 Мифологема лебедя в лирике Велимира Хлебникова......................... 60
2.5 Авторские мифологемы птиц в лирике Велимира Хлебникова.......... 66
Заключение................................................................................................... 70
Список литературы...................................................................................... 75
Введение
Развитие человечества на рубеже XIX–XX веков проходило очень интенсивно. Разнообразие и многоликость жизни во всех ее проявлениях захлестывали мир. Многочисленные открытия в науке, технические изобретения вели к росту городов и торговли. Менялась и психология человечества: от деревенского труженика до обывательского мещанства. Наряду с техническим прогрессом происходила революция в умах общества. Изменились представления человека о себе самом и окружающей действительности. Философы, мыслители, увидев погоню за мирским, зарождающуюся массовую культуру с ее потребностями в зрелищах не могли удержаться от апокалиптических прогнозов. Их настроение передавалось людям искусства. Это та категория общества, которая наиболее полно ощущает и переживает внутренне все «колебания» жизни человечества и мира в целом.
Основой культуры модернизма становится неомифологическое сознание, которое предполагало «стяжение культур», то есть художественная ткань произведений включала в себя весь культурный опыт человечества: миф, античную литературу, мировой фольклор, культуру эпохи Возрождения, древнерусскую литературу, живопись, духовную музыку…
Модернистская литература породила ряд проблем, связанных с осмыслением художественных текстов. Одна из них – «синтетичность» текста и литературного образа, которая выражается в стремлении авторов к синтезу разнообразных и разнонаправленных культурных традиций в них (тексте и образе). Таким образом, в этом плане важно более подробное, более полное изучение модернистских текстов в свете их соотнесенности с мифом, т.е. в свете неомифологического сознания. Обращение к этой проблеме и составляет актуальность ВКР. Актуальность данной работы связана еще с одним моментом, который состоит в том, что в последние годы усилился интерес литературоведов к изучению творчества незаслуженно забытых поэтов рубежа XIX–XX веков, в том числе и творчества В. Хлебникова.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в анализе мифологемы птицы в лирике В. Хлебникова. ............