Мифологический образ трикстера и феномен деструктивности
трикстер антропоморфный противоправный деструктивность агрессия
Общечеловеческие нормы и ценности вырабатывались на протяжении многих исторических эпох. Человек, являясь субъектом общечеловеческих норм и ценностей, постоянно находится в социальных связях с социумом.
Поскольку границы нормы весьма условны, отклоняющееся поведение не является новообразованием и признаком современности.
К.Г. Юнг, основатель аналитической психологии, утверждал, что существуют психические структуры (архетипы), присутствующие в каждом из нас. Т.е. так же как гены определяют наше физиологическое развитие, так архетипы определяют характер нашего психологического развития.
Архетипы находят свое содержание в народных сказаниях, мифах, легендах. Каждая легенда, каждый миф несет в себе скрытый способ решения той или иной жизненной проблемы. Остановимся подробнее на архетипе «трикстера». Этот архетип, по своей сути, является очень ярким и характерным примером девиации.
Будучи одной из поистине универсальных фигур в мировой мифологии, трикстер традиционно рассматривается как пародийный спутник (дублер) культурного героя: его враг или неумелый подражатель-соперник [1].
Трикстер находится на границе игры и действительности. Сама жизнь по трикстеру оформлена особым игровым образом. По правилам, которые он задает, живут все окружающие его. Недаром человек чувствует себя игрушкой в руках «случая», который парализует его волю и действия.
Трикстер задает динамику и направление развития мира и управляет элементами мира. Культурный герой создает нечто, чему его антипод трикстер придумывает противоположный элемент.
Трикстер – это та самая неожиданность, случайность, которая всегда некстати и которая всегда держит в напряжении, в готовности к ответному действию. Каждый элемент мира оказывается запрограммированным на ожидание своего «отрицания». Задача трикстера не разрушить, а вызвать ответную реакцию, которая обернется новым созиданием. Пока в мире идет подобный диалог– мир живет и развивается.
К.Г.Юнг рассматривал трикстера как архетип, воплощающий антисоциальные, инфантильные и неприемлемые аспекты «я».
Тема трикстера возникает не только в мифической форме, она проявляется и у современного человека. Всегда когда он попадает в сеть «случайностей», которые с явной злонамеренностью препятствуют его воле и его действиям, он говорит о «порче» и «сглазе» или о «законе подлости». Юнг определил этот компонент образа, назвав его тенью. Он утверждает, что мы не осознаем того факта, что в карнавальных обычаях и им подобных присутствуют пережитки коллективного образа тени. Под воздействием цивилизации этот коллективный образ постепенно разрушается, оставляя трудно распознаваемые следы в фольклоре. Но его главная часть внедряется в личность и становится предметом личной ответственности.
«Трикстер – и нечеловек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого - его бессознательное. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки бьются одна с другой. Даже его пол, несмотря на фаллические признаки, не определен: он может стать женщиной и выносить ребенка» [3, 347].
Он постоянно попадает в дурацкие переделки, хотя на самом деле он не злой и совершает жестокие поступки просто из-за бессознательности и покинутости.
Современный человек забыл о трикстере. ............