Часть полного текста документа: Мифология Египта Слово "египет" - грецизированное. Сами египтяне называли свою страну "Та-Кемет" - "Черная земля" (плодородная, живая) в противоположность "Красной земле" (пустыне). Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный берег был отдан "вечности" - потусторонней жизни: там строили пирамиды, мастабы и гробницы. Обычай имел в основе символику - Солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, - люди, "скот Ра", проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в "Поля Камыша" - загробный "рай", место вечной жизни. Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов. Особенности Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии. В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире. Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энергия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры. Произношение За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов неизвестно. ............ |