Часть полного текста документа:Милл Дж., Кроулин Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего" ребенка. Метафора литературная и терапевтическая. В литературной метафоре соотнесенность между метафорой и ее содержанием должна быть настолько близкой, чтобы вызывать ощущение близости образа, то есть его изобразительное богатство должно увлечь, даже если описываемое переживание или событие незнакомо или достаточно отстранено от личного опыта. Терапевтическая метафора - цель - изменение, а не описание, новое толкование, создание иной шкалы ценностей. Таким образом, терапевтическая метафора должна обладать образностью литературной метафоры и быть ситуативно близкой личному опыту. Компоненты терапевтической метафоры: Сам конфликт представлен в метафорической форме. Подсознательные процессы воплощаются в образах друзей и помощников, разбойников и препятствий. Создаются в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает. Метафорический кризис представляется в контексте его обязательного разрешения. Герою дается возможность осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед. Метафора завершается торжеством, на котором отдается должное заслугам героя. Метафоры могут быть построены на уже готовом литературном материале или на отложившейся в подсознании памяти о когда-то прочитанных или услышанных сюжетах. Житейская основа - пример с семьей, из которой ушел отец (мать, двое детей и отец) - "трехногая собака"; придуманная основа - "голубая искорка" - группа из 3 мальчиков и девочки, у которых были недостаточная внимательность и чрезмерная подвижность - представление мультфильма, где рыбка плавала очень быстро, потом представила себе, как вода течет медленнее. Создание терапевтических метафор. Сбор информации. Выявление и утилизация положительных впечатлений. Главное - выявить положительные впечатления ребенка, его увлечения, любимые герои и т.п. То есть, значение не меньшее, чем отрицательным воспоминаниям, придается положительным воспоминаниям, эмоциям. Распознавание и утилизация минимальных сигналов, то есть незначительно выраженных поведенческих реакций ребенка, это помогает создавать метафору, наиболее правдоподобную и доходчивую для данного ребенка. Минимальные сигналы могут указывать на ориентацию чувственного восприятия ребенка. Определение и утилизация сенсорных предпочтений. При выполнении какой-нибудь познавательной задачи или расширении опыта предпочтение отдается одной из сенсорных систем. Если чувственная ориентация становится чересчур однобокой и вызывает нарушение сенсорного равновесия, тогда возникает проблема - эмоциональная, поведенческая или психосоматическая. Детский язык и его изучение. Языковые сигналы. Проблемы общения часто возникают из-за того, что содержание повествования приходит в противоречие с формой, или из-за того, что манера общения не совпадает с манерой общения собеседника. Одно и то же понятие или идея будут по разному восприниматься в зависимости от формы изложения и от языковых вкусов того или иного слушателя, от его сенсорной ориентации. Речь человека выражает в сознательной, вербальной форме внутренние, нейродинамические процессы. ............ |