Часть полного текста документа:Минимизация рисков в российском бизнесе Практические способы минимизации рисков, которые используют менеджеры российских компаний, для финансовой устойчивости бизнеса, снижения рисков инвестирования и снижения управляемости, а также защиты в конкуренции и разделения деловых рисков. Елена Николаевна Станиславчик, эксперт-консультант по обоснованию инвестиционных проектов и лизинга, стратегическому планированию, финансовому и управленческому анализу; кафедра экономики и финансов ГУ ВШЭ. Менеджеры российских компаний предлагают следующие способы минимизации риска, в частности для защиты в конкуренции с неравными соперниками - крупными международными компаниями: Диверсификация, предоставляющая возможность маневра, позволяющая опираться на несколько бизнесов, инвестировать из одного в другой. Специализация, позволяющая сосредоточить ресурсы для развития основного бизнеса. Союзы с сильными партнерами и инвесторами. Поиск новых технологий управления/ведения бизнеса и снижение себестоимости услуг (Алексей Панин, вице-президент Пробизнесбанка) Слияния создание из нескольких компаний одной, способной противостоять гигантам (Рустам Тарико, глава группы компаний "Руст") Инвестиции в развитие (Рустам Тарико, глава группы компаний "Руст"). Развитие компании, захват большой доли рынка, создание разветвленной сети филиалов, магазинов и т.п. Перепрофилирование бизнеса, поиск ниши (Сергей Галицкий, компания "Тандер" оптовая и розничная продажа товаров широкого потребления; перепрофилирование бизнеса из дистрибьюции в кэтеринг - доставку продуктов для гостиниц, ритейл). Использование собственных преимуществ (знание российского потребителя, быстрое реагирование на изменение требований - Дмитрий Филатов, управляющий компании "Петросоюз", производство пищевых продуктов, знание местного рынка, быстроту реакции на изменения - Олег Тиньков глава компании "Дарья"). Создание сильного брэнда (Юрат Сафаров, Pncewaterhouse Coopers). Как пример предупреждения риска потери финансовой устойчивости можно привести слова Игоря Ковпака, директора ЗАО "Супермаркет "Кировский" (Екатеринбург), объединяющего более двадцати магазинов: "Ежедневный оборот нашего супермаркета - более 200 тыс. долларов. Мы ни разу не воспользовались кредитными ресурсами, хотя открытие каждого магазина требует около миллиона рублей. Такие оборотные средства мы всегда находим. Не хочется попадать в зависимость к банкам". Хотя боязнь кредитов - следствие привычки и недостатка аналитической информации о состоянии собственного бизнеса. Ведь если ставки за кредит приемлемы (меньше собственной рентабельности), такое заимствование позволит наращивать обороты и отдачу на собственный капитал. Для разделения риска (50%:50%) и применения традиционных схем финансирования у большинства российских капиталоемких предприятий нет стабильных оборотов и кредитных историй, не хватает собственного капитала и имущества для залогов Павел Удилов, генеральный директор завода строительных материалов "Полимер": "Инвестиционные кредиты нужно давать под бизнес, так как предприятиям закладывать нечего - цех продать трудно, а оборудование как правило изношено". ............ |