БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
на тему
«Мировой рынок и свободные экономические зоны»
Основной формой международных экономических отношений является мировая торговля, которая ведется на мировых рынках. Однако мировой рынок — более широкое понятие, охватывающее кроме сферы обращения товаров обращение услуг, рынок труда, капиталов и валют.
Зарождение мирового рынка относится к XVI—XVII вв., а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX—XX вв.
Экономической основой мирового рынка является международное разделение труда, которое обусловливает необходимость обмена товарами между странами. При этом в качестве покупателей и продавцов, т.е. субъектов мирового рынка, могут выступать государства; частные, акционерные и кооперативные предприятия; физические лица.
Мировому рынку в отличие от национального присущи следующие специфические черты;
1) мобильность ресурсов, товаров и услуг на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном;
2) движение товаров и услуг на мировом рынке в большей степени подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства;
3) на мировом рынке существует собственная система цен — мировые цены;
4) в процессе расчетов на мировом рынке каждая страна использует свою валюту, что порождает необходимость корректировки обменных курсов национальных валют в соответствии с паритетом покупательной способности. Появление и развитие внешнеторговой инфраструктуры облегчают доступ к мировому рынку отдельным странам. Эта инфраструктура представляет материально-техническую базу внешней торговли (склады, оснащенные современным оборудованием для погрузки, разгрузки, сортировки; транспортные средства; средства связи). Мировой рывок определяет товарные стандарты и издержки производства, влияет на национальные экономические программы.
Мировой рынок — арена острой конкурентной борьбы между экспортерами идентичных и взаимозаменяемых товаров, а также поле столкновения интересов экспортеров и импортеров. Под влиянием конкуренции здесь постоянно меняется соотношение сил между основными центрами экономических отношений. Вместе с тем мировой рынок в значительной степени монополизирован, на нем сложно утвердиться новым конкурентам.
Рост интенсивности международного обмена, борьба за расширение и завоевание новых рынков привлекли пристальное внимание экономистов к этой проблеме и способствовали возникновению различных теорий.
Первая их них — это теория абсолютных преимуществ А. Смита. Еще в XVIII в. он обосновал выгодность торговли без искусственных ограничений (свободной торговли) для всех участвующих в ней сторон. Согласно теории абсолютных преимуществ, каждая страна должна производить и продавать то, что является конкурентоспособным на мировом рынке, а покупать то, что она сама произвела бы со значительно большими затратами. По А. Смиту, разница между абсолютными стоимостями — реальное условие международного обмена. Если издержки производства товара в стране А ниже, чем в стране В, то для последней целесообразно импортировать товар из страны А вместо того, чтобы производить его самой.
Вторая теория — это теория сравнительных преимуществ Д. ............