Мировоззренческая психотерапия.
В настоящее время насчитывается более 500 психотерапевтических методик, претендующих на устранение у пациента психологических проблем и невротических реакций. Все это море методик можно подразделить на 5 больших направлений в психотерапии:
1. Психодинамическое направление с акцентом перевода бессознательных конфликтов в сознание;
2. Поведенческое направление, которое вообще не занимается проблемами личности, а обучает пациентов правильному поведению в психотравмирующих ситуациях;
3. Когнитивное направление, ориентированное на изменение ошибочных суждений;
4. Экзистенционально-гуманистическое направление, делающее акцент на безусловной положительности любого переживания как источника развития личности, и на духовности;
5. Нейро-лингвистическое программирование, в основу которого положена работа с воображением клиента и непосредственный вербальный контакт с органами и субличностями пациента.
Примечательно, что все направления, претендующие на изменение личности, на самом деле не пытаются формировать новую стрессрезистентную личность, а лишь раскрывают перед пациентом собственные личностные проблемы и ему самому или группе таких же невротиков предлагают их решать.
В настоящее время все большее число психотерапевтов приходят к убеждению, что в основе большинства неврозов лежат жизненные ложные установки или утраченный смысл жизни. Так Юнг утверждал, что 1/3 его пациентов имеют проблемы, связанные с отсутствием смысла жизни. Виктор Франкл говорил об экзистенциальном неврозе – неврозе утрата смысла жизни. Николс Хобс утверждает, что современные неврозы в большинстве основаны на отсутствии цели и смысла жизни. Однако, несмотря на эти верные наблюдения, никто из психотерапевтов не может предложить конкретного решения вышеназванных личностных проблем. Так, В. Франкл в своей работе «Философские основания логотерапии» пишет: «Логотерапевт не уполномочен сознательно влиять на решение пациента – как ему интерпретировать свою ответственность, или что будет включать его личный смысл». В другом месте он восклицает: « Я, например, не устаю повторять, что смысл должен быть найден и не может быть дан, менее всего – врачом. Логотерапия не раздает предписаний» (с. 274)[1]. Все это, к сожалению очень печально. Ответственность за свою собственную несостоятельность врач вынужден перекладывать на больного.
Данная статья является краткой выжимкой из моей книги «Искусство быть счастливым. Мировоззренческая психотерапия.», изданной в 1993 г. в г. Гдове. В этой книге описываются новые подходы в оценке эмоциональной жизни человека, однозначно определяется смысл жизни, даются определения понятиям добра и зла, свободы воли, анализируется эволюция нравственных принципов и многое другое.
Давайте попробуем разобраться, можно ли вообще однозначно решить проблему смысла жизни. Все философы, занимающиеся этим вопросом, справедливо указывают на главную сложность, которая состоит в том, чтобы совместить смысл жизни отдельного человека с всеобщим смыслом жизни. ............