Часть полного текста документа:Мирская ересь (психоантропологические заметки о философии анархизма) Смирнов И. П. А. Неудваиваемое тело 1.0. Определить общий смысл анархизма кажется легчайшей задачей. Основная идея анархизма заключена, если рассматривать ее феноменально, в отрицании государства 1. Однако эта прозрачность анархизма для понимания теряется, когда мы задумываемся над тем, какая психика не желает иметь дела с огосударствливанием социума и устанавливает себе целью разрушение этатизма. В дальнейшем изложении мы попробуем выяснить тот психоантропологический мотив, который составляет подоплеку анархизма. 1 Феноменальный подход к философии анархизма господствует в дискурсе о ней по сей день - ср., например: A. John Simrnons. Philosophical Anarchism. - In: For and against the State. New Philosophical Readings, ed. by J. T. Sanders and J. Narveson. Lanham, Maryland, 1996, 19-39, где различаются два направления в анархизме: априорное отрицание (всякого) государства и апостериорный антиэтатизм (не удовлетворенный лишь существовавшей практикой институциональной организации общества). 1.1. Анархизм сложился в самом начале постромантической эпохи как одно из явлений свойственного ей нигилизма 1. Наряду с государством, ранний анархизм подверг отрицанию и многие иные, традиционные для культуры, понятия. Нам придется говорить о хорошо известных вещах, дабы извлечь из их сопоставления то, о чем еще не говорилось. Прудон дал первотолчок мировому анархизму тем, что скомпрометировал в "Qu'est-ce que la Propriеtе?" (1840) в качестве зла (которым Лейбниц считал, прежде всего, воровство) всякую собственность, назвав ее "кражей"2. Заодно Прудон разделался и с аксиологической относительностью. Продукт имеет абсолютную ценность, исчисляемую трудом и временем, затраченными на его производство. В обществе справедливого обмена продукт будет сохранять самотождественность, свою абсолютную ценность, не заменяемую никакой 1 О нигилизме 1840-1860-х гг. мы подробно писали в: И.П.Смирнов. Психодиахронологика... С. 106 и след. 2 P.-J. Proudhon. ?uvres complеtes. T. 4. Paris, 1926, 131 ff. "La vol" Прудона уводит нас не только к началу XVIII в., к Лейбницу, но и к середине этого столетия, к Юму ("Of the Original Contract"), который был убежден в том, что первособственники нажили состояния на "обмане" и "беззаконии". Перекличка Прудона с Лейбницем, не столь очевидная, как с Юмом, кажется нам важной для проникновения к истокам позитивно-утопической части анархистской программы - см. следующую сноску. иной. Если индивидуум есть то, что он есть, а не то, чем делает его обладаемая им собственность, то и созданное человеком не подлежит двойной бухгалтерии и в своей ценностной однопланности напоминает о лейбницевских монадах. В более позднем произведении "Du'principe fеdеratif" (1863) Прудон отстаивал право индивидуума быть автократом, отвергая на этом основании демократический способ правления, мешающий - с его принципом господства большинства над меньшинством - осуществлению самовластия каждого (ср. суждение Лейбница в "Теодицее" о том, что каждый человек - Бог своего мира): "Chacun alors pourrait se dire autocrate de lui-mеme, ce qui est l'extrеme inverse de l'absolutisme monarchique"1. Идея нерелятивируемой ценности привела Прудона в конце концов к воинствующей мизогенности, к мысли о неразделяемости власти между полами, к провозглашению догмата о необходимости безоговорочного подчинения женщины мужчине ("La Pornocratie ou les Femmes dans les Temps Modernes", посмертное издание этого текста было предпринято в 1875 г.). 1 P.-J. ............ |