Часть полного текста документа:Мишель Фуко: современная философия и история В. В. Швецов, М.В. Новиков Исследователи современной философии считают французского философа и культуролога Мишеля Фуко (1926-1984) одним из наиболее известных и влиятельных мыслителей XX века[1]. Книги Фуко, вводимые им понятия "разрыва", "дискретности истории", "эпистемы", "архива", "власти", "смерти субъекта" и др. будили мысль читателя, вызывали споры, несогласие, но не оставляли равнодушным. Он сам был неоднозначен, менялся от книги к книге, уточняя или отрицая самого себя. Как замечает С. В. Табачникова в предисловии к книге М. Фуко "Воля к истине", Фуко не раз говорил, "что книги не содержат готового метода ? ни для него, ни для других, и не являются систематическим учением; что для него "написать книгу ? это в некотором роде уничтожить предыдущую"; что он не мог бы писать, если бы должен был просто высказать то, что он уже думает, и что он пишет как раз потому, что не знает, как именно думать, и что по ходу написания книги что-то меняется ? меняется не только понимание им какого-то вопроса, но и сама постановка" [2]. И в конце такое заявление Фуко: "Я никогда не писал ничего, кроме художественной прозы..." ? и это о сложных философских произведениях. Не удивительно, что современникам было непросто с Фуко, когда речь заходила об отнесении его к какой-либо классификации. Д. Исаак, например, относит Фуко к постмодернистам [3]. Другие называют его постструктуралистом [4]. Философ Бернхард Вальден-фельс полагает, что если искать в работах Фуко единую теорию и однозначную позицию, то можно заблудиться [5]. Поскольку исторические труды Фуко являются достаточно спорными, то один историк даже обвинил его в "убийстве истории" [6]. Высказывания Фуко, идентифицирование его взглядов могут быть делом сугубо субъективным, нам же важнее увидеть в его творчестве нечто общее, что может способствовать поиску новых методологических подходов в изучении и преподавании истории, отталкиваясь при этом от странных и необычных поворотов мысли Фуко. Само собой разумеется, что в рамках короткой статьи невозможно показать все многообразие творческих решений Фуко, поэтому здесь представлены лишь некоторые из них, имеющие непосредственное отношение к методологии истории. Исходным пунктом рассуждений Фуко являются исторически изменяющиеся структуры, "исторические априори", которые определяют, говоря словами переводчика и автора вступительной статьи к книге М. Фуко "Слова и вещи" Н. С. Автономовой, условия возможности мнений, теорий или даже наук в каждый исторический период. Он называет эти структуры "эпистемами". Вычленение структур ? эпистем ("археология") противопоставляется историческому знанию накопительного, куммулятивистского типа, которое описывает те или иные мнения, не выясняя условий их возможности [7]. Основной упорядочивающий принцип внутри каждой эпистемы ? это соотношение "слов" и "вещей" (позднее Фуко заметил, что "слова" и "вещи" имеют не прямое, а скорее ироническое значение). Соответственно характеру этого соотношения Фуко выделяет в европейской культуре нового времени три "эпистемы": 1) ренессансную ? XVI век; 2) классическую ? рационализм XVII ? XVIII веков; 3) современную ? с конца XVIII ? начала XIX веков и по настоящее время [8]. В ренессансной эпистеме слова и вещи тождественны друг другу, непосредственно соотносимы друг с другом и даже взаимозаменяемы (слово ? символ). ............ |