Часть полного текста документа: КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ БЕЛЯЕВ И БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК" Автор - Руководитель - Москва 1996 О Г Л А В Л Е Н И Е Введение.............................................. Часть первая.......................................... Часть вторая.......................................... Заключение............................................ Источники............................................. Введение Тема "Митрофан Петрович Беляев и Беляевский кружок" заинтересовала меня прежде всего тем, что она дает широкий простор для изучения музыкальной жизни конца XIX века. Кроме того, собирая материал по этой теме, я многое узнала о личности М.П.Беляева, которая являет собой наиболее яркий, как мне кажется, пример меценатства (наряду с А.А Бахрушиным, С.И.Мамонтовым, П.М.Третьяковым). Очень полно качества личности Беляева описаны его современниками - М.М.Курбановым, В.В.Стасовым, В.А.Золотаревым, И.Витолем. Нередко я могла встретить сравнение Беляевского кружка с еще одним влиятельным музыкальным объединением конца прошлого века - "Могучей кучкой" во главе с М.А.Балакиревым. К сожалению, у современных исследователей деятельности Беляева отводится меньше места. Его, в частности, обвиняют в узости интересов (Большая музыкальная энциклопедия), что, на мой взгляд, совершенно несправедливо. На Беляевских вечерах исполнялась далеко не только отечественная музыка, музыканты Беляевского кружка были теснейшим образом связаны как с представителями других музыкальных групп, так и с зарубежными композиторами (в частности, с Ф.Листом). Одной из первых работ об известном меценате была книга В.В.Стасова, замечательного критика, которая так и называется: "Митрофан Петрович Беляев". Он сравнил то, чем занимался описываемый мною деятель с подвижничеством Павла Михайловича Третьякова. Как тонкий ценитель и знаток искусства, он умело раскрыл общие черты в направлении деятельности того и другого. Оба они ценили р у с с к о е искусство в первую очередь, оба были альтруистами в своем деле - способствовали сохранению и обогащению отечественной культуры, не задумываясь о денежной стороне своих, безусловно, незаменимых и неоценимых поступков. Стасов подчеркивал идейное и творческое бескорыстие Беляева, для которого прибыль или нажива не составляет ровным счетом никакого интереса и который полон заботы только об одном: заботы о принесении пользы искусству и виднейшим его представителям. Очень интересной и познавательной, необходимой для подтверждения важности проводимых Беляевым мероприятий, мне кажется публикация в книге Стасова программ Русских Симфонических Концертов. Михаил Курбанов - приятель Беляева и один из членов кружка - очень четко представил все направления деятельности Беляева - от музыкального издательства и до учреждения им в 1884 году Глинкинских премий. Все работы Курбанова, посвященные деятельности Беляева, отличаются теплым отношением к нему, являют собой пример крепкой и искренней дружбы. Наиценнейшими фактами полна переписка Митрофана Петровича с А.Н.Скрябиным, его другом и предметом его покровительства, с тем же В.В.Стасовым. ............ |