Часть полного текста документа:Модели работы мозга Экспериментальные концепции работы мозга. Исследования, ведущие к метафоре "когнитивных карт" Концепция И.П. Павлова В начале прошлого века физиолог И.П. Павлов выдвинул первую экспериментальную концепцию работы мозга. В его учении единицами работы мозга были рефлексы, т.е. нервное возбуждение от рецепторов распространялось по четким физиологическим механизмам к рабочим органам. Он в своих исследованиях исходил из учения Декарта о рефлексах, по мнению которого животные обладали только машинными рефлексами, но проблема была в том, что концепция рефлекса не давала объяснения свойств предвидения, целеполагания, мышления и психики у животных. Поэтому Павловым отвергались все исследовательские программы, связанные с психикой животных. Открытие Ф.Ч. Бартлетта Практически в то же время Фредерик Чарльз Бартлетт в своей работе "Запоминание", изданной в1932 году сделал важное открытие, которое заключалось в том, что информация, формируемая воспоминаниями, отличается от исходно сообщаемой информации. По его данным, "точность воспроизводства, в буквальном смысле, является редким исключением и не составляет правила". Он обратил внимание, что записываемые воспоминания, как правило, короче исходной информации. Как и почему происходит такое сокращение? Бартлетт обратил внимание, что при сокращении сохраняется глубинная структура и смысл информации. Он сделал вывод, что "форма, план, тип или схема рассказа средне образованного взрослого" всегда доминирует и является стойким фактором, и обратил внимание, что исключается несущественная информация. В случае использования непоследовательной или непонятной информации, при воспоминании эта информация либо опускалась, либо как-то объяснялась, а нестандартно написанный исходный текст обычно перелагался в привычные нормы современной речи. При этом Бартлетт установил, что некий класс преобразований исходного материала состоял из "приведения относительно неизвестного к относительно известному". Им была разработана теория схемы, которая должна была объяснить его эмпирические находки в сфере человеческой памяти, как это следует из его записей вспоминания опрашиваемых, хотя зачастую их пересказы оказывались более специфичны и менее схематичны, чем прочитанный ими исходный текст. Бартлетт связывал понятие схемы с организацией прошлого опыта, обеспечивающей ориентацию организма по отношению к тому, с чем он действует в настоящем и намечает линии его поведения в будущем. Причем новое знание дополняет схематическую организацию опыта. При произвольном вспоминании прошлого человек сознательно восстанавливает общее отношение к этому прошлому, и, используя свой прошлый опыт, начинает воспроизводить и конструировать все более частные детали. С современных позиций можно сказать, что главная проблема Бартлеттовской теории схемы, в том, что схематизм является формой умственного представительства для любых комплексных форм знания. А достижением Бартлетта является потребность в форме особого умственного представительства для объяснения того, как же человеческое существование работает со сложным, структурно представленным знанием. Работа Э. Толмена Однако при общении с животными видно, что они обладают сложными психологическими функциями и психологи уже в первой половине XX века считали, что психика играет определяющую роль в поведении. Первым подтвердил эту идею американский психолог Э. ............ |