МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ АДВОКАТУРОЙ В ГОДЫ БОЛЬШОГО ТЕРРОРА (1936 - 1938 ГГ.)
Вплоть до 1936 г. административные органы СССР почти не контролировали деятельность адвокатуры, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Полный контроль государства над адвокатурой был установлен в годы Большого террора.
Согласно п. "л" ст. 4 Положения о Народном комиссариате юстиции РСФСР 1929 г. НКЮ осуществляло: "организацию юридической помощи населению и наблюдение в соответствии с действующими законами за деятельностью юрисконсультов и коллегий защитников". Эту функцию до 1934 г. отчасти осуществляли организационно-инструкторское управление НКЮ и оргинструкторские отделы в областях (краях) и автономных республиках. Затем эта система была упразднена, и центральный аппарат НКЮ почти устранился от управления адвокатурой, рассматривая вопросы о коллегиях защитников очень редко. Так, в 1936 г. на оперативных совещаниях в НКЮ РСФСР вопрос о коллегиях защитников рассматривался только один раз.
Постоянное руководство коллегиями защитников с 20-х годов осуществляли суды. Верховный Суд РСФСР проверял работу президиумов коллегий, контролировал областные суды в области общего руководства адвокатурой, принимал постановления, касающиеся ее деятельности. В областных судах адвокатуру контролировали организационно-инструкторские группы (отделы). В округах функции по руководству с 10 апреля 1936 г. выполняли постоянные судебно-кассационные сессии областных судов.
Анализ работы президиумов областных судов показывает, что они, как правило, рассматривали вопросы деятельности коллегий защитников очень редко. Обычно областные суды раз в год заслушивали доклады председателей президиумов коллегий и принимали постановления общего характера. Вмешательство председателей областных судов в работу коллегий зачастую встречало сопротивление защитников. В большинстве случаев "управление" сводилось к "кавалерийским наскокам", к чисткам. Например, областные суды, обкомы и облисполкомы совместно провели большую чистку адвокатуры весной 1935 - летом 1936 г. В результате было удалено большинство высококвалифицированных дореволюционных юристов, и численность работников корпорации сократилась на 21%. Нормативные акты 20-х годов предоставляли советским органам дисциплинарные полномочия в отношении адвокатуры. Исключенные члены коллегий защитников жаловались в Верховный Суд РСФСР. Председатель Верховного Суда давал заключение по жалобе и направлял ее в соответствующий облисполком, где вопрос решался окончательно.
Отношение к адвокатуре в судебной системе было пренебрежительным, адвокатов в лучшем случае терпели. Американский юрист М.С. Колкотт верно отметила: "Прокурор ближе к суду, чем защитник. Они принадлежат к одной партии. Защитник даже внешность имеет другую" . Немалую роль играло и то, что почти все судьи и прокуроры ранней советской эпохи были малограмотными выходцами из рабочих и крестьян, не имевшими не только специального, но зачастую и никакого образования. В адвокатуре наоборот, сосредоточились последние силы досоветской юриспруденции. Больше половины защитников имели высшее юридическое образование.
В обществе в течение 30-х годов с бесконечным упорством обсуждались высокие заработки адвокатов (в рамках коллективизации пытались ввести уравниловку и в оплате труда защитников). Гонорары адвокатов не давали покоя судьям и государственным чиновникам. ............