Часть полного текста документа:МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) Кафедра "Управление и информатика в технических системах" Реферат на тему "МОДЕЛИРОВАНИЕ - МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА." Выполнил студент: Старший преподаватель: Найдёнов Андрей Александрович Карпов Валерий Эдуардович Подпись Подпись МОСКВА 1999 МОДЕЛИРОВАНИЕ - МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА § 1.1. Моделирование на вычислительной машине Моделирование, или имитация объекта исследования. Выявление существенных параметров. Роль неосознаваемый факторов при моделировании Математическое-моделирование. . Выше .уже отмечалось, что основным методом исследования, используемым в настоящей работе, является моделирование с помощью ЭВМ. Моделирование широко используется в науке и технике как метод исследования сложных систем, поддающихся формализации, т. е. таких, свойства и поведение которых могут быть формально описаны с достаточной строгостью. В нашем случае,'когда речь идет о процессах творчества, эвристической деятельности, анализе психических функций, .игровых задачах, конфликтных ситуациях, процессах принятия решений и т. и., объекты исследований обычно настолько сложны и разнообразны, что трудно говорить об их строгой формализации, тем.-более что многие глубинные свойства перечисленных объектов (процессов) изучены еще недостаточно. С другой стороны, в процессе многочисленных неформальных исследований этих объектов сформулированы различные, часто противоречивые умозаключения о свойствах 'этих объектов, их - структуре, сущности тех иди иных параметров, взаимосвязях отдельных составляющих их элементов и т. п. Совокупность этих умозаключении образует некое представление об объекте,, исследования, его неформальную., "теорию" или даже несколько взаи- моисключающих друг друга "теорий". Естественно, что такие • теории, являющиеся не чем иным, как более или менее правдоподобными гипотезами, -нуждаются в проверке, подтверждении и установлении области их применения. Поясним сказанное простым примером. Так, исследование музыкальных. звуков часто заканчивается на этапе анализа слуховых восприятии или/графической записи звучания, получаемой, например; -посредством прибора типа "видимый звук". Однако, формулируемые при этом выводы-лишь предположения, не всегда достоверные. Обратимся, к анализу одного из выразительных исполнительских приемов игры на виолончели или скрипке - портаменто легато, или портаменто на один смычок- (портаменто - способ певучего .исполнения пары звуков путем лег- кого скольжения от одного звука к другому). Выводы о структурных характеристиках портаменто неправомерно делать 'на основе анализа тех слуховых восприятии, которые получены при прослушивании исполнения музыкального произведения, где используется этот" прием, или из анализа графической записи исполнения. Ведь; одновременно неявно используются и другие, исполнительские приемы - вибрато, изменения силы звука при ведении смычка. Они накладываются друг на друга и этим затушевывают и искажают истинную картину исследуемого приема. Из приведенного примера видно, что даже в относительно простых задачах непосредственное исследование объекта (процесса) часто оказывается весьма затруднительным и не позволяет получать надежные объективные результаты. ............ |