Часть полного текста документа:Модель физического воспитания детей и молодёжи кубанского казачества (середина XIX - начало XX вв.) С.Г. Александров, Кубанская государственная академия физической культуры Современный этап общественно-исторического развития Российской Федерации характеризуется законодательным утверждением процесса возрождения казачества [13, 17]. Это позволило создать благоприятные условия для восстановления различных областей традиционной казачьей культуры, в том числе и культуры физической. Целью исследования явилась характеристика физического воспитания подрастающего поколени как феномена субкультуры казачьего субэтноса1. Объектом исследования выступают физическое воспитание, общефизическая и военно-прикладна подготовка детей и молодежи кубанского казачества. Методы исследования: исторический и теоретический анализ литературы, архивных и полевых материалов, в том числе впервые вводимых в научный оборот; сравнительно-исторический метод; обобщение; актуализм, т.е. использование знаний о современных явлениях для интерпретации и реконструкции минувших событий и деятельности людей. Источниками исследования послужили работы по истории и этнографии казачества, документальные свидетельства, материалы фольклора, полевые наблюдения. Результаты и их обсуждение. Несмотря на то что по кубанскому казачеству имеется много публикаций [16, 26], до настоящего времени физическое воспитание и военно-физическая подготовка как составные части традиционной казачьей культуры научными исследованиями не затрагивались. Остро ощущаются слабая изученность этого явлени культуры, ограниченное количество фактологического материала и отсутствие научно-методических разработок по данной теме. Происхождение, становление и развитие физического воспитания и военной подготовки кубанского казачества представляют собой сложную и малоразработанную область истории, теории и методики физической культуры. Эта проблема включает в себя целый ряд частных вопросов: как формировались традиции общефизической и военно-прикладной казачьей подготовки; какова цель физического воспитания кубанских казаков; в чем его особенности; как изменялась его направленность на разных этапах общественного развития казачества. В то же врем накопленный исторический материал и проведенные полевые исследования позволили подготовить фактологическую базу данных по соответствующей проблематике и предложить комплексный вариант модели физического воспитания детей и молодежи кубанского казачества в досоветский период. При рассмотрении основного содержания темы мы опирались на ту последовательность в исторической периодизации, которая существует в современной науке. Моделирование как исследовательская процедура предполагает выделение наиболее значимых с учетом поставленной цели, параметров изучаемого объекта. В данном случае в качестве такового выступают физическое воспитание и военна подготовка подрастающего поколения. Физическое воспитание, как и любое системное явление, представляет собой многоуровневое, многоаспектное и полифункциональное образование. Формирование особенностей физического воспитания и элементов военной подготовки шло одновременно со становлением кубанского казачества как субэтноса. ............ |