Часть полного текста документа:Модель непрерывного образования, базирующаяся на образовательной технологии концентрированного обучения Остапенко Андрей Александрович, зам. директора Азовского экспериментального комплекса Северского р-на, Краснодарского края Данная модель реализована в Азовском экспериментальном социально-педагогическом комплексе (далее АЭСПК) Северского района Краснодарского края, являющемся экспериментальной площадкой краевого департамента образования и науки. Реализуя различные формы концентрированного обучения, мы понимали, что какие-то из них больше подходят начальной школе, иные - старшеклассникам. Четкую структуру нашим исканиям придали философско-педагогические исследования С.И.Гессена [1995]. То, что мы привычно называем обучением, С.И.Гессен определяет термином "научное образование", которое сообразно возрасту состоит из трех курсов: эпизодического, системного и научного. "Эти три ступени представляются естественными ступенями обучения, различающимися между собой не объемом и количеством материала, но самим способом и задачей преподавания" [Гессен С.И., 1995, 278]. Соответственно реализовать эпизодический курс научного образования, на наш взгляд, целесообразно в на первой ступени школьного образования, в начальной школе в рамках модели "погружения" в образ. Такая модель позволяет, сохраняя достоинства технологии концентрированного обучения (целостность, связность, системность и т.д.), удовлетворить требованиям которые ставит С.И.Гессен для осуществления эпизодического курса. По его мнению, "задача эпизодического курса сводится к тому, чтобы анализом окружающих ученика эпизодов, интересующих его как деятельное существо, довести его до сознания основных элементов, из которых слагаются все эти эпизоды, и той системы, которая в себе объемлет как находящие в ней свое объяснение части. В эпизодическом курсе эпизод должен быть только пронизан научной системой, быть к ней устремлен, но не преждевременно в нее превращаться" [Гессен С.И., 1995, 282]. Модель "погружения" в образ удовлетворяет это требование, ибо исходит, в первую очередь, из близкого ученику мира, который составляет для него подлинно-конкретное целое, хотя с точки зрения научной системы это мировидение является фрагментарным (эпизодическим). На этом этапе, когда эпизодический курс соприкасается с игрой, нерасчлененное единство предметов может быть уподоблено мифу, ибо детское сознание, имеющее вероятностный характер, представляет собой такую же нерасчлененность разных сторон культуры, как и мифологическое, что дает почву для исследования природы мифа через детское вероятностное мышление [см.: Лобок А.М., 1997, 128-131]. Развивая в начальной школе идею "погружения" в образ, мы столкнулись с проблемой обучения медлительных детей, детей с низким уровнем интеллектуального развития и детей с доминирующими функциями правого полушария головного мозга. Каковы же условия, при которых медлительный ребёнок будет чувствовать себя комфортно и получит хорошие и отличные знания? На наш взгляд, для всех детей благоприятными в обучении могут быть условия концентрированного обучения, а именно "погружения" в предмет. Во-первых, технология "погружения" предполагает использование нескольких стилей обучения. ............ |