Олигополия
Олигополией называют рыночную ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли.
Считается, что термин «олигополия» ввел в экономическую литературу английский социалист-утопист Томас Мор (1478-1532 гг.). Термин происходит от двух греческих слов: оligos - несколько; ро!ео - торговать.
По некоторым источникам термин «олигополия» был введен в научный оборот английским экономистом Э. Чемберлином.
На олигополистическом рынке фирмы-конкуренты применяют контроль над ценами, рекламу и объем выпуска. Они ведут себя подобно армиям на поле боя. Взаимосвязь олигопольных фирм проявляется в разных формах их поведения от ценовых войн до сговора. В модели олигополии фирма имеет возможность осуществлять оптимальную политику с учетом действий своих конкурентов.
Модель олигополии в контексте теории игр. Равновесие Нэша.
Теория игр была разработана Дж. фон Нейманном и О. Моргенштерном в 1944 г., ее дальнейшую разработку продолжил Дж. Нэш. Теория игр имеет большое значение в экономическом анализе.
Эта теория рассматривает поведение фирм на рынке как игру, причем имеются определенные правила игры, по результатам которой начисляются «призы» и «штрафы». Участники игры определенно не знают стратегию конкурента, поэтому их поведение основано лишь на прогнозах.
В модели олигополии фирма осуществляет оптимальную политику, ориентируясь на действия своих конкурентов, и предполагает, что конкуренты в отрасли будут поступать аналогичным образом. Данная концепция была сформулирована Нобелевским лауреатом Дж. Нэшем в 1951 г. и получила название «равновесие Нэша». Фирмы «играют», т. е. они принимают решение понизить или повысить цену, рекламировать свою продукцию или нет и т. д. Условием равновесия является то, что если дана стратегия первого игрока, второму остается только повторить его стратегию.
Например, рассмотрим стратегию фирм А и В (табл. 4) с понижением цены. Если обе фирмы не понижают цену, прибыль каждой составит, например, 60 млн усл. ед. Если одна из фирм понижает цену, она получает конкурентное преимущество и увеличивает прибыль до 85 млн усл. ед. В это время конкурент терпит убыток в размере 25 млн усл. ед. Если же обе фирмы в сговоре проводят политику снижения цены, прибыль каждого составит по 12,5 млн усл. ед.
Таблица 4. Стратегия фирм А и В
Стратегия фирмы В без ппопонижения цкпонижения цены с понижением цены Стратегии фирмы А Без понижения цены
А: +60
В: +60
А: -25
В:+85
С понижением цены
А: +85
В:-25 |
А: 12,5
В: 12,5
Необходимо определить, как поступить фирмам А и В, чтобы не проиграть.
Аналогом данной ситуации на рынке служит другая игра - так называемая «дилемма заключенного». Суть этой игры в следующем: два узника содержатся в отдельных камерах и обвиняются по одному делу (табл. 5).
Таблица 5 «Дилемма заключенного»
Выбор узника В не сознаваться сознаваться Выбор узника А Не сознаваться
А: 2 года
В: 2 года
А: 20 лет
В: свободен
Сознаваться
А: свободен
В: 20 лет
А: 10 лет
В: 10 лет
У обвинения достаточно улик, чтобы осудить узников только на два года. Узникам сообщили (каждому отдельно), что если один сознается, а другой нет, то сознавшийся будет свободен, а несознавшийся получит 20 лет. ............